25-04-2024
[ архив новостей ]

КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ, МОРДОВСКИХ И ТАТАРСКИХ СЕМЬЯХ

  • Дата создания : 06.07.2007
  • Автор : С.С. Малявина
  • Количество просмотров : 9828
Светлана Малявина
 
Кросс-культурное исследование родительского отношения в современных русских, мордовских и татарских семьях*
 
Программа исследования
 
В современной психологии не требует доказательства факт взаимосвязи культуры и психики. Но, как справедливо отмечает Д. Мацумото, признание связи между культурой и психикой, не означает существования в современной науке понимания характера, механизмов и закономерностей этой взаимосвязи. Культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает значительное влияние на становление и развитие личности человека. Первым социальным институтом, транслирующим этнокультурные ценности, является семья. В связи с этим, представляется актуальным провести исследование влияния культурного контекста на особенности родительского отношения (далее по тексту – РО) к детям дошкольного возраста. В данной статье представлен анализ результатов исследования, направленного на изучение особенностей родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста в контексте культурной традиции семьи.
Изучение обозначенной проблемы осуществлялось в рамках кросс-культурной исследовательской парадигмы на материале трех народов (русские, мордва и татары), традиционно проживающих на территории Республики Мордовия (далее по тексту – РМ).
Экспериментальная работа по выявлению кросс-культурных особенностей РО проводилась в течение четырех лет, с 2003 по 2006 гг. Исследовательская работа велась в детских садах г. Саранска (более 14 ДОУ) и сельских районах республики (совершено более 15 полевых экспедиций). В анализе РО использовались материалы только монокультурных семей, а именно, 121 русских, 92 мордовских, 65 татарских семей, в которых воспитываются дети старшего дошкольного возраста.
Решение поставленной задачи осуществлялось посредством использования группы методов: анкетирование родителей, опрос родителей по методике «ОРО» А.Я. Варга и В.В. Столина. Сопоставительный анализ ДРО в русских, мордовских и татарских семьях проводился по критерию Пирсона (χ2).
С помощью анкетирования мы изучали особенности межличностных отношений, существующих между взрослыми членами семьи (в первую очередь, родителями) и ребенком. Анализ данных, полученных с помощью анкетирования родителей, позволял выявить: взрослого члена семьи, общение с которым предпочитает ребенок (с кем чаще/охотнее общается ребенок; с кем чаще делится впечатлениями; кому чаще жалуется ребенок); взрослого члена семьи, который чаще всего выполняет воздействие на ребенка (кто чаще из взрослых членов семьи поощряет или наказывает ребенка). Родители могли назвать любого члена семьи (взрослого или ребенка).
С целью диагностики собственно РО к ребенку мы использовали опросник «ОРО» А.Я. Варга и В.В. Столина. Свой выбор мы остановили на данной методике, так как она успешно применялась другими психологами в кросс-культурных исследованиях (Т.А. Думитрашку, Т.М. Марютиной и А.К. Мункоевым, И.В. Равич, Н.В. Гавриш, Т.А.Мешковой и др.). Данная методика выявляет пять показателей родительского отношения к ребенку: особенности эмоционального отношения родителей к ребенку (шкала «принятие / отвержение»); уровень соответствия родителей социально желательному образу РО (шкала «кооперация»); наличие межличностной дистанции, существующей в общении между родителями и ребенком (шкала «симбиоз»); выявление специфики контроля родителей за поведением ребенка (шкала «авторитарная гиперсоциализация»); а также – особенностей восприятия и понимания родителями ребенка (шкала «инфантилизация / инвалидизация»).
Для получения унифицированных результатов исследования анкету и опросник предлагалось заполнить маме ребенка. Только в единичных случаях данное условие было нарушено. В связи с этим, при анализе результатов мы учитывали, что полученные данные представляют собой преимущественно субъективные представления матерей об особенностях взаимодействия ребенка с другими членами семьи.
В соответствии с данными критериями и проводился кросс-культурный анализ РО в русских, мордовских и татарских семьях к детям дошкольного возраста, проживающим в РМ. Рассмотрим полученные результаты.
Особенности межличностного взаимодействия ребенка в современных русских, мордовских и татарских семья
Изучение представлений родителей о том, с кем предпочитает и чаще всего общается ребенок в семье, обнаружило, что выборы современных детей старшего дошкольного возраста из русских, мордовских и татарских семей практически идентичны (см. диаграмму №1). Чаще всего дети во всех этнокультурных семьях общаются с мамой. На втором месте по значимости общения у детей – отец, на третьем месте – бабушка. Таким образом, предпочтения детей в выборе человека, с которым они предпочитают общаться, не зависят от культурного контекста, а обусловлены специфической ролью матери в жизни ребенка, возрастными особенностями развития ребенка-дошкольника и носят универсальный характер.
Анализ ответов родителей на вопрос о том, с кем чаще всего дети делятся впечатлениями, т.е. представлений о человеке, эмоциональная связь с которым очень важна для детей, обнаружил тенденцию, повторяющую результаты, полученные по предыдущему вопросу: лидирующая роль мамы, значимость других родственников (отца, бабушки, дедушки, сиблингового партнера или «всех членов семьи») для детей практически одинакова (см. диаграмму № 2). Чаще всего дети в русских, мордовских и татарских семьях делятся впечатлениями с мамами. Полученные результаты свидетельствуют о том, что именно мама является самым эмоционально значимым человеком для большинства современных дошкольников, вне зависимости от культурной принадлежности семьи.
Изучение вопроса о том, кому чаще жалуется ребенок, еще раз выявило особую, принципиально важную роль матери в жизни ребенка. Именно к ней предпочитают обращаться дети и в русских, и в мордовских, и в татарских семьях в трудные моменты. К отцам и бабушкам, чаще чем к другим родственникам, обращается практически равное количество детей во всех трех этнокультурных группах, около 15% (см. диаграмму № 3). Результаты исследования свидетельствуют о независимости особенностей межличностных отношений ребенка в семье от этнокультурного контекста.
Кроме изучения предпочтений детей в выборе наиболее значимого человека для общения, мы обратились к выявлению человека, который чаще всего оказывает воздействие на ребенка. Сопоставление мнений родителей из русских, мордовских и татарских семей по поводу того, кто из взрослых членов семьи выполняет функцию контроля и особенно воздействия на ребенка обнаружило, что вне зависимости от культуры, к которой относится семья, чаще всего эту функцию выполняет мама (см. диаграмму № 4). Обращает на себя внимание факт, что к выполнению данной функции отцы склонны значительно чаще, чем в других ситуациях взаимодействия с ребенком. Видимо в современных русских, мордовских и татарских семьях  закреплен идентичный стереотип, согласно которому именно отец является главой семейства, в его власти принимать решения в сложных ситуациях, поощрять и наказывать. При этом, если в ситуациях, описанных выше (предпочтение в рядовом общении, желании поделиться впечатлениями, обратиться с жалобой и др.), роль бабушки была относительно значимой, равной по значимости с ролью отца, то в ситуациях, требующих воздействия и оказания давления на ребенка, бабушка практически не участвует.
Особенности межличностного взаимодействия ребенка в семье не зависят от этнокультуры, а, вероятно, носят универсальный характер
Обобщая результаты исследования особенностей взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в контексте этнокультуры семьи, мы обнаружили следующее.
Во-первых, статистически значимых кросс-культурных различий выявлено не было, т.е. особенности этнокультурного взаимодействия детей с членами семьи характеризуются идентичностью.
Во-вторых, большинство детей старшего дошкольного возраста в разных жизненных ситуациях (рядовое общение, желание поделиться впечатлениями, обратиться с жалобой) выбирает маму, как наиболее значимого и предпочитаемого взрослого партнера по общению. Особая роль мамы в жизни ребенка является не культурно специфическим, а универсальным показателем значимости мамы в жизни ребенка дошкольного возраста, отражает естественное состояние отношений, существующих между матерью и ребенком дошкольного возраста. Специфика возрастных особенностей развития ребенка пяти – семи лет, и, в первую очередь, один из показателей данного развития – глубокая эмоциональная взаимосвязь ребенка с матерью – является фактором, определяющим приоритетную роль матери для большинства детей в семье.
В-третьих, значительно меньшее место в жизни современных детей-дошкольников занимают другие члены семьи, при этом роль отца и бабушки практически идентична.
В-четвертых, была выявлена тенденция, которая в нашей выборке не отражает кросс-культурных различий, но требует более детального изучения данного вопроса, а именно, в ситуациях требующих директивных мер (воздействие на ребенка), в равной мере в русских, мордовских и татарских семьях значительно увеличивается роль отца.
Это свидетельствует о том, что единое социокультурное пространство, способствует формированию идентичных отношений внутри семьи между ребенком и родителями в русских, мордовских и татарских современных семьях, как минимум. Как максимум, обнаруженная тенденция особенностей отношений между родителями и ребенком, является универсальным показателем отношения ребенка в семье.
Возможно, данные, полученные в нашем исследовании, требуют дополнительного изучения, так как анкету предлагалось заполнить маме ребенка. А значит, существует вероятность несколько субъективно искаженных данных. Но с другой стороны, кто, как не мама, больше всего времени проводит с ребенком дошкольного возраста.
Кросс-культурное исследование РО к детям-дошкольникам
Далее мы приступили к кросс-культурному анализу РО в современных русских, мордовских и татарских семьях.
Первый показатель родительского отношения «Принятие / отвержение», отражает интегральное, эмоциональное отношение родителя. У родителей, набравших низкий тестовый балл по данной шкале, отношение к детям характеризуется максимальным эмоциональным принятием ребенка, целостным восприятием ребенка и соответствующим образом организованным поведением между родителями и ребенком, базирующимся на принципах взаимодействия. Отношение родителей, набравших высокий тестовый балл по данной шкале, характеризуется эмоциональным отвержением ребенка. Эти родители воспринимают своего ребенка неприспособленным, неудачливым, неуспешным, что сопряжено с досадой, раздражением, обидой, переживаемых родителем, по отношению к ребенку. Поведение этих родителей, адресованное детям, может носить жестко регламентированный или, напротив, попустительский характер.
Кросс-культурное изучение проявления родителями из русских, мордовских и татарских семей особенностей эмоционального принятия /отвержения обнаружило, что в данных этнокультурных группах практически с равной частотой распространены семьи с высоким, средним или низким уровнем эмоционального принятия / отвержения собственных детей (см диаграмму № 5). При этом, во всех изучаемых этнокультурных группах около 40% родителей испытывают глубокие эмоционально позитивные чувства к своему ребенку. Отношение к детям этих родителей характеризуется максимальным эмоциональным принятием, целостным восприятием ребенка и соответствующим образом организованным поведением между родителями и ребенком. Около 30% родителей – респондентов из русских, мордовских и татарских семей проявили средний уровень выраженности эмоционального принятия / отвержения. Вероятно, эмоциональное отношение к детям этой группы родителей носит либо ситуативный характер, либо базируется на сознательно выбираемом принципе родительского отношения: родители пытаются сознательно проявлять в некоторой степени выраженное эмоциональное отчуждение, полагая, что это необходимое условие «правильного» воспитания.
По результатам проведенного нами опроса, около 30% опрошенных родителей, проявили эмоциональное отвержение ребенка, выраженное в высокой степени. Эмоционально холодное отношение к ребенку продуцируется в восприятии его неприспособленным, неудачливым, неуспешным, в ощущении и выражении досады и раздражения, переживаемых родителями по отношению к ребенку. Подобное поведение со стороны родителей несет в себе либо жестко регламентированный, либо, напротив, попустительский характер. Вызывает беспокойство факт, что родителей демонстрирующих подобное отношение к детям довольно много – около трети. Несомненно, важно выявить причину подобного отношения родителей к собственным детям. Решение данной задачи мы оставляем на будущее. Согласно результатам проведенного нами исследования мы можем утверждать, что культура, а именно принадлежность семьи к русскому, мордовскому и татарскому народам не оказывает значимого влияния на это проявление или, как минимум, социально-желательную демонстрацию родителями эмоционального отвержения / эмоционального принятия.
Следующий показатель РО, который диагностируется с помощью методики «ОРО» направлен на выявление степени соответствия родительского поведения по отношению к ребенку демократическим принципам воспитания и кооперативным установкам в общении (шкала «Социальная желательность (кооперация)». Родители, набравшие высокий тестовый балл по данной шкале всегда и во всем стараются помочь ребенку, стремятся понять его точку зрения. Такие родители поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, представляют ребенку разумную автономию, стараются быть с ребенком на равных, т.е. стремятся соответствовать социально желательному образу РО.
Кросс-культурный анализ РО по данной шкале выявил наличие статистически значимых различий между родителями из русских, мордовских и татарских семей (х2эм.  > х2 кр, р > 0,01). Причем отношение к ребенку по данному показателю имеет специфические отличия.
С одной стороны, отношение русских и мордовских родителей к собственным детям в большей степени аналогично, но отличается от отношения родителей-татар. Низкий уровень соответствия социально желательному образу РО продемонстрировали около 10% русских и мордовских родителей и 23% татарских родителей (см. диаграмму № 6). Вероятно, идеал «демократических» отношений между родителями и детьми в меньшей степени свойственен и поощряем в татарской культуре.
С другой стороны, отношение к детям мордовских и татарских родителей в большей степени идентично и отличается от отношения к детям русских родителей. А именно: высокий уровень соответствия социально желательному образу РО продемонстрировали около 50% родителей из русской выборки и около 30% мордовских и татарских родителей. Эти родители всегда и во всем стараются помочь ребенку, стараются понять его точку зрения, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, представляют ребенку разумную автономию, стараются быть с ребенком на равных, т.е. стремятся сознательно заниматься воспитанием и развитием ребенка.
Итак, хотя принципы кооперативного взаимодействия между родителями и детьми в каждой этнокультурной выборке распространены чаще, чем их отсутствие, русские родители в большей степени стремятся соответствовать образу демократического родителя, принимая ребенка как равного, чем родители из мордовской и татарской культур. Вероятно, это объясняется большей ориентированностью русских родителей на ценности индустриального индивидуалистического общества. В то же время, татарские родители значительно чаще, чем родители из русских, мордовских семей проявляют низкий уровень «социально-поощряемого» РО (по принятым авторами методики стандартам). Такие родители сознательно избегают соответствия данному образу, описанному выше. Возможно, это обусловлено тем, что в данной культуре в большей степени принята авторитетная позиция родителя в качестве образца отношения родителей к детям, что характерно для традиционных коллективистских культур.
Мы полагаем, что обнаруженные различия, касающиеся частоты распространения и степени выраженности в поведении родителей демократических принципов воспитания, и наличия кооперативных установок в общении между родителями и ребенком объясняются несколькими причинами. Во-первых, разницей стандартов идеального взаимодействия родителей с ребенком, принятых в русской, мордовской и татарской культурах. Очевидно, обнаруженные кросс-культурные различия в степени соответствия родительского поведения по отношению к ребенку демократическим принципам воспитания и кооперативным установкам в общении объясняются различиями, принятыми в данных культурах, а также значимостью демократических отношений с ребенком как неоспоримой ценности. Во-вторых, следует признать некоторое несовершенство диагностической программы для проведения кросс-культурного исследования: в методике данный показатель РО представлен таким образом, что один полюс шкалы – демократический стиль взаимодействия родителей с ребенком, оценивается как эталон, идеальный образец РО, другой полюс – представлен как негативный, социально неприемлемый вариант взаимодействия родителя и ребенка. Очевидно, большинство родителей во всех культурах любят своих детей и пытаются создать идеальные условия для их развития, как, собственно, и показывают результаты исследования.
Следующий показатель РО раскрывает особенности межличностной дистанции, существующей в общении родителей с ребенком – шкала «Симбиоз». Данный критерий РО выявляет большую или меньшую выраженность у родителей стремления к симбиотическим отношениям с ребенком. Высокий балл по данной шкале демонстрирует сильную эмоциональную связь родителей с ребенком, такие родители ощущают себя с ребенком единым целым, полностью им поглощены. Ребенок является центром всех интересов родителя. Родители, набравшие высокий тестовый балл по данной шкале стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, который кажется им маленьким и беззащитным. Низкий балл по данной шкале свидетельствует о том, что родители в силу различных причин, не стремятся к близким симбиотическим отношениям с ребенком, создают дистанцию в отношениях с ним.
Анализ результатов по шкале «Симбиоз» обнаружил, что особенности межличностной дистанции, существующей в общении родителей с ребенком в русских, мордовских и татарских семьях в целом не имеют различий (см диаграмму № 7). Высокий уровень симбиотической связи и стремления к симбиотическим отношениям с ребенком продемонстрировали около 60% опрошенных родителей во всех трех этнокультурных группах. Эти родители испытывают сильную эмоциональную связь с ребенком, ощущают себя с ребенком единым целым, полностью им поглощены.
Около трети родителей в каждой из изучаемых этнокультурных групп несколько дистанцируются от ребенка. В силу причин, выявление которых не входило в задачу данного исследования. Для этой группы родителей ребенок является важной частью жизни, но они не готовы всецело отдаваться ребенку и его интересам, стараются поддерживать как свое собственное, автономное жизненное пространство, так и автономное пространство ребенка.
Существование максимальной дистанции в отношениях между собой (родителем) и ребенком проявили около 10% родителей в каждой выборке. Такие родители либо действительно тяготятся общением с ребенком и необходимостью взаимодействовать с ним (хочется верить, что подобное патологическое родительское отношение встречается крайне редко), либо полагают, что предоставление ребенку подобной автономии хорошо подготовит его к жизни, научит самостоятельно решать проблемы. Возможно, из благих побуждений, любя ребенка, родители дистанцируются от него и тем самым создают среду для «самостоятельного личностного развития» ребенка.
Согласно результатам нашего исследования этнокультурная принадлежность родителей не оказывает существенного влияния на формирование особенностей межличностной дистанции в отношениях между родителями и ребенком.
Еще один показатель РО, диагностируемый этой методикой – «авторитарная гиперсоциализация» – выявляет форму и направление контроля за ребенком, осуществляемого родителями. Высокий тестовый балл по данной шкале свидетельствует об авторитарном отношении родителей к ребенку. Такие родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, жестко контролируют жизнь ребенка, стараются навязать ему свою волю, свое «правильное» понимание мира. Они пристрастно следят за социальными достижениями ребенка и требуют от него социальной успешности. Ребенок для этой группы родителей представляет собой продолжение их собственной жизни. Изучение особенностей авторитарного отношения к детям в современных русских, мордовских и татарских семьях обнаружило идентичное распространение степени выраженности данного признака (см. диаграмму № 8)
Более половины всех родителей (55% русских, 66% мордовских и 65% татарских родителей), ставших участниками обследования, проявляют авторитарное отношение к детям, окружают ребенка гиперопекой, стремятся полностью контролировать жизнь ребенка. В равной степени выраженное и с равной частой распространенное (более половины семей в каждой выборке) авторитарное отношение к детям в русских, мордовских и татарских семьях, возможно, объясняется несколькими причинами.
Во-первых, детерминантой часто распространенного среди современных родителей авторитарного отношения к детям, может быть специфика возраста детей (дошкольники), а именно, в семьях, где проводилось исследование. В современной России, особенно в городской среде, дети старшего дошкольного возраста в высокой степени несамостоятельные, зависимые от взрослых люди. Сложная структура современной социальной формации продляет детство, требует длительной подготовки ребенка к полноправному вхождению в социум. Вероятно, это приводит к большей авторитарности родителей, которые воспринимают своего ребенка как неготового к самостоятельному, без их опеки, взаимодействию в социуме.
Во-вторых, возможно, подобное, в высокой степени авторитарное отношение родителей к своим детям, отчасти обусловлено ответственностью родителей перед обществом за своего ребенка и бытующим представлением о том, что дети являются продолжением их жизни. Очевидно, большинство тестируемых, в независимости от культуры, к которой они принадлежат, считают, что ответственность за ребенка перед обществом требует от родителя максимального контроля за ребенком.
В третьих, в современной социальной действительности мы являемся свидетелями различных глобальных и локальных социальных катаклизмов. Существующие в мире противостояния, стремительность нашей жизни сопряжены с различными опасностями – от поведения человека на проезжей части дороги, до террористических актов, – что формирует тревожность у родителей за жизнь своего ребенка и, вероятно, способствует появлению у родителей потребности в активном контролировании ребенка, дабы уберечь его от возможных опасностей.
Обнаруженная тенденция требует специального изучения. Высокий уровень родительского авторитаризма может свидетельствовать о существующих или зарождающихся проблемах взаимодействия между родителями и детьми. Проявление родителями высокого уровня авторитарного контроля может привести либо к разрыву между поколениями в будущем, когда дети вырастут, либо к полному подавлению личностного начала в ребенке.
Около трети опрошенных родителей (в русской выборке несколько больше – 40% респондентов), понимая значимость родительского контроля, не стремятся охватить своим вниманием и опекой все сферы жизнедеятельности ребенка, оставляя для него разумную свободу.
Небольшое количество родителей (около 4-6%), примерно равное во всех трех выборках, продемонстрировало низкий уровень выраженности стремления контролировать и опекать ребенка. Вероятно, эти родители либо придерживаются мнения, что ребенку следует давать максимальную свободу, понимая это как необходимое условие его личностного развития, либо предоставляют ребенку свободу, граничащую с вседозволенностью, так как не испытывают беспокойства за своего ребенка-дошкольника.
На основе полученных данных можно утверждать, что важной характеристикой РО в современных семьях является высокий уровень авторитарного контроля, с равной частотой распространенный в русских, мордовских и татарских семьях. Современные русские, мордовские и татарские родители практически с равной частотой и интенсивностью испытывают потребность контролировать своего ребенка. По результатам исследования можно сделать вывод, что принадлежность семьи к той или иной этнокультуре не влияет на формирование авторитарного контроля родителей по отношению к детям. Детерминацию подобного отношения к детям следует искать в единой социокультурной среде современного общества.
На последнем этапе кросс-культурного исследования РО в русских, мордовских и татарских семьях мы обратились к изучению степени выраженности инфантилизации и социальной инвалидизации в восприятии  родителями своего ребенка. Шкала «Инфантилизация / инвалидизация (маленький неудачник)» раскрывает особенности восприятия и понимания родителями ребенка. Высокий тестовый балл по данной шкале демонстрирует отношение родителя к ребенку как к более младшему по сравнению с реальным возрастом. Для родителей, набравших высокий тестовый балл по данной шкале, свойственно приписывать ребенку личную и социальную несостоятельность, интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям несерьезными, ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Такое понимание собственного ребенка формирует у родителя стремление оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Итак, кросс-культурное исследование степени выраженности инфантилизации и социальной инвалидизации не обнаружило статистически значимых этнокультурных различий по данному признаку, но обнаружило статистическую неопределенность (х2эм.  > х2 кр, р > 0,1). Для половины респондентов из русских семей и трети опрошенных родителей из мордовских и татарских семей свойственно понимание того, что их ребенок не самостоятелен, нуждается в опеке со стороны родителей (см диаграмму № 9). Эти родители практически не предоставляют ребенку свободу действий, полагая, что ребенок не готов к взаимодействию в обществе, стремятся оградить ребенка от трудностей жизни, что вероятно коррелирует с жестко регламентированным контролем его жизнедеятельности. В то же время, родители, проявляющие высокий уровень инфантильного отношения к ребенку, готовы и стремятся удовлетворить все потребности ребенка.
Хотя статистически значимые различия и не были выявлены, сопоставление процентных показателей дает возможность констатировать, что родители из русских семей проявляют высокий уровень инфантильного отношения к детям несколько чаще, чем родители из мордовских и татарских семей. Мы предположили, что высокий уровень выраженности инфантилизации ребенка может быть обусловлен, таким показателем семьи как количество детей в семье. Для уточнения данного предположения, мы сопоставили этнокультурные выборки по данному критерию и установили, что семей с одним ребенком среди русских семей, значительно больше (71%), чем среди мордовских (55%) и татарских семей (57%). В современных мордовских и татарских культурах соотношение семей с одним или несколькими детьми практически равное.
Различия в степени инфантилизации, а именно более высокие показатели по данной шкале в русских семьях, на наш взгляд обусловлены количеством детей в семьях. Один ребенок чаще становится центром семьи, жизнь всей семьи измеряется этапами его развития. Когда в семье растут несколько детей, при значимости и любви родителей к детям, подобному культу ребенка нет места. Возможно, именно этот фактор (количество детей в семье) способствует несколько более частому распространению инфантильного отношения к ребенку в русских семьях, чем в мордовских и татарских.
Отношение к детям у 30% русских родителей, у 50% мордовских родителей и 40% татарских родителей характеризуется средним уровнем выраженности инфантильного отношения к ребенку. Вероятно, в отношении к ребенку родителей, представления которых были причислены к данному уровню, прослеживается в некоторой степени выраженное инфантильное отношение к ребенку, но оно не приобретает крайних форм из-за того, что родители, воспринимая ребенка как неприспособленного, все-таки пытаются создавать условия для его взросления.
Низкий уровень инфантилизации ребенка продемонстрировали около 17% русских родителей, 20% мордовских родителей и 26% татарских родителей. Эта группа родителей дошкольников не испытывает инфантильного отношения к ребенку. Особенности восприятия и понимания этими родителями своих детей, можно назвать «объективным». Хотя они и беспокоятся за ребенка, это беспокойство не позволяет родителям ограждать сына или дочь от социума.
В целом, особенности выраженности инфантильного РО не зависят от культурной принадлежности семьи, но в русских семьях несколько чаще распространена в высокой степени выраженная инфантилидизация и социальная инвалидизация ребенка, чем в современных мордовских и татарских семьях. Мы полагаем, что это объясняется более частым распространением наличия в русских семьях единственного ребенка, в то время как в мордовских и татарских семьях, чаще встречаются семьи с несколькими детьми.
Особенности РО в современных русских, мордовских и татарских семьях отчасти отличаются, т.е. обусловлены этнокультурным контекстом, отчасти носят идентичный характер, т.е. объясняются жизнью данных народов в единых геоисторических условиях жизни
Подводя итог кросс-культурному исследованию особенностей РО в русских, мордовских и татарских семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста мы констатируем следующее.
Во-первых, принципиальных различий РО в русских, мордовских и татарских семьях выявлено не было. По специфике выраженности эмоционального принятия/отвержения, межличностной дистанции в общении между родителем и ребенком, выраженности авторитарного контроля, понимании и восприятии ребенка отношение русских, мордовских и татарских родителей практически не отличается. Значит, жизнь в единых социокультурных условиях современных русских, мордовских и татарских семей способствует формированию содержательной близости в отношении родителей к детям по ряду обозначенных выше показателей.
Во-вторых, некоторые, статистически не подтвержденные, различия были получены по шкале инфантилизации: среди русских родителей чаще проявляется ярко выраженное инфантильное отношение к ребенку. Мы полагаем, это объясняется количеством детей в семьях. Вероятно, в семьях с одним ребенком, которые чаще распространены в современной русской культуре, чем в мордовской и татарской, родители чаще склонны к инфантильному РО.
В-третьих, нами обнаружено существование значительных кросс-культурных различий по показателю соответствия родительского поведения демократическим принципам воспитания и кооперативным установкам в общении с ребенком. Как показал опрос, родители из мордовских и татарских семей не считают правильной воспитательной стратегией ориентацию на демократический стиль взаимоотношений с ребенком и на подобное родительское поведение не ориентируются. Родители из русских семей напротив значительно чаще стремятся подобным установкам соответствовать. Значимость и ценность демократического взаимодействия между родителями и ребенком отличается в современных русской, мордовской и татарской культурах. Кросс-культурное различие в стремлении родителей соответствовать демократическим принципам воспитания и кооперативным установкам в общении с ребенком, скорее всего, обусловлено закрепленными в культурах различиями о лучших (полезных) для воспитания детей подходах к семейному воспитанию, о способах взаимодействия между родителями и ребенком.
Итак, особенности отношения детей в семье, а также собственно РО в современных русских, мордовских и татарских семьях по ряду показателей практически идентично, что позволяет утверждать, что единое социокультурное пространство влияет на формирование идентичных показателей РО к детям. При этом, существуют некоторые различия в отношении родителей к детям, обусловленные этнокультурным контекстом семейного воспитания. Это значит, что современные этнические культуры оказывают определенное значимое влияние на процесс межличностных отношений между родителями и ребенком.
 
 
Иллюстративный материал к статье «Кросс-культурное исследование родительского отношения в современных русских, мордовских и татарских семьях»
             Диаграмма № 1                                                       Диаграмма № 2
 
1 – мама; 2 – папа; 3 – сиблинг; 4 – бабушка; 5 – дедушка; 6 – все члены семьи
 
 
 
 
 
                               
 
 
 
 
 
 
 
                  Диаграмма № 3                                                 Диаграмма № 4
 
                          1 – мама; 2 – папа; 3 – бабушка; 4 – дедушка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                 Диаграмма № 5                                                       Диаграмма № 6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                   Диаграмма № 7                                                        Диаграмма № 8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                         Диаграмма № 9                             


* Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Проект № 05-06-06208а «Кросс-культурное исследование семейной социализации детей дошкольного возраста (на материале трех национальных групп Республики Мордовия)»
(Голосов: 1, Рейтинг: 8.57)
Версия для печати

Возврат к списку