24-04-2024
[ архив новостей ]

Эмоциональные стимулы нравственного развития личности ребенка в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского

  • Дата создания : 07.09.2009
  • Автор : В. А. Сахаров
  • Количество просмотров : 15138
 
Сахаров В. А.
 
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ
НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА  
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А.СУХОМЛИНСКОГО
 
Актуальность проблемы развития нравственных чувств личности.
Для педагогики нашего времени характерно изменение аксиологических приоритетов, представлений о назначении человека, формировании его личности. Если не заложить в задачи воспитания нового поколения вечных понятий о духовности и нравственности, не связать настоящее с историческим, то это чревато духовным, моральным и культурным регрессом будущего общества.
В современной России, прошедшей через многие  кризисные явления в политической, общественной и экономической областях жизни, среди значительной части учащихся общеобразовательных и профессиональных школ обостряются межличностные конфликты, проявляется бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственных чувств, в особенности таких, как совесть, долг, ответственность, гуманные чувства.
Одной из причин этого является дезориентация духовных и нравственных идеалов, поэтому на первый план сегодня выходят вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения.
Общеизвестно, что нравственное воспитание есть процесс целенаправленного развития ценностных отношений воспитанника к  обществу, к окружающим людям, к самому себе. Данный процесс – глубоко индивидуальный, основывающийся на единстве знаний, чувств и поведения, причем чувства, соответствующие нравственной идее, являются здесь центральным звеном. Нормы нравственности становятся основой поведения человека лишь тогда, когда они не просто познаются, но и становятся объектами  эмоционального отношения. Нравственные чувства  как мотивы нравственного  положительного поведения – так можно сформулировать основную цель их развития и воспитания.
Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе делают проблему развития нравственных чувств личности особенно актуальной. В то же время они не могут осуществляться без преемственной опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования  и педагогической мысли.
 
Актуальность творческого наследия В.А. Сухомлинского для решения проблем нравственного развития личности.
В этой связи возрастает ценность тех педагогических систем, которые раскрывают  данные аспекты воспитательной работы и которые выдержали испытание временем, но не нашли достаточно полного использования в педагогической практике. Одной из них является система, создателем которой был В.А. Сухомлинский (1918 - 1970 гг.).
Гуманистическая направленность его работ, во многом опередившая своё время, обусловила непрекращающийся интерес к изучению его теоретического наследия и практического опыта педагогами и учеными, как в нашей стране, так и во многих других странах мира. 
Актуальность его творческого наследия состоит в том, что впервые в истории педагогики советского периода В.А. Сухомлинский целенаправленно обратился к идее развития эмоциональной сферы ребенка, в частности, - такого ее ключевого компонента, как нравственные чувства, - и сделал это лейтмотивом своей гуманистической системы воспитания. Тем самым, работая в 1950-1960-е гг., он предвосхитил  ведущие направления развития современной педагогики, с ее ориентацией на общечеловеческие нравственные ценности, гуманизацию воспитания, обращенность к мотивационно-потребностной сфере ребенка в воспитательном процессе, эмоционально- положительное обеспечение данного процесса.
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, где проблема развития и воспитания нравственных чувств школьников получила свое отражение, поистине огромно.
Им написано 50 книг и более 700 журнальных и газетных статей. Гуманистическая  направленность его работ обусловила непрекращающийся интерес к изучению теоретического и практического наследия  павлышского  новатора  педагогами и учеными не только нашей страны, но и многих других стран мира. Сочинения В.А. Сухомлинского,  тиражом более 13 млн. экземпляров, изданы на 60 языках народов бывшего СССР и ряда зарубежных стран (Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания, Канада, Куба, Монголия, Польша, Румыния, США, Франция, Чехословакия, Югославия, Япония, некоторые арабские страны). Одна из его наиболее известных книг - «Сердце отдаю детям» - выдержала 55 изданий на 29 языках.
В настоящее время имеется   уже более трехсот книг, сотни научных и публицистических статей, свыше  сорока кандидатских и одно докторское диссертационное исследование, посвященное изучению идей и опыта В.А. Сухомлинского.
Эти научные исследования можно условно разделить на два направления. Первое - изучение педагогического наследия В.А. Сухомлинского в дидактическом аспекте: проблемы совершенствования урока (В.А. Василенко), преподавания литературы (Г.А. Введенская), мировоззренческая направленность учебного процесса (А.А. Новомержицкий) и др. 
Для второго - характерно изучение проблем воспитания школьников  в трудах и опыте В.А. Сухомлинского, его  этико-педагогических взглядов, гуманизма его педагогики (Л.А. Абрамова, А.М.Аллагулов, Н.Г. Базилевич, Н.А. Басиладзе, Г.И.Биушкин, М.В. Богуславский, Л.С. Бондарь, Т.Г. Будняк,  И.И. Буева, А.С. Бык, К.М.  Гончарова, Е.В.Кадзукова, Н.Л. Карпова, Г.И. Когачевская, В.А. Кошель, М.В. Левковский, В.А. Лоскутов, Л.А. Милков, М.И. Мухин, Н.М.Науменко, Р.А. Позинкевич, Е.С. Попандопуло, А.Я.Попова В.А.Сахаров, Л.Н. Сиднев,   А.С. Соколовская, И.А. Старцева,  О.С.Тимофеева,  Е.Ю.Титова, Г.П. Туюкина,  С.А. Ускова, Г.Я. Файзуллина, Т.В.Челпаченко).
Однако, несмотря на значительное количество диссертационных исследований, посвященных вопросам нравственного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского, развитие и воспитание нравственных чувств школьников как самостоятельная проблема рассматривается лишь в некоторых из них (А.М. Аллагулов, Г.И. Биушкин, В.А.Сахаров).
Поэтому в целях совершенствования процесса нравственного воспитания в современной школе существует необходимость более глубокого и целенаправленного изучения наследия павлышского педагога-новатора, в частности такого аспекта, как проблема актуализации эмоциональной сферы личности в нравственном воспитании.
 
Эмоциональные аспекты нравственного развития личности в наследии В.А.Сухомлинского.
Реализуя на практике идеи гуманистического воспитания, В.А. Сухомлинский разработал творческие подходы к методике этого процесса, которые в значительной мере предвосхитили тенденции современной гуманистической педагогики.
В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств может происходить двояко: путем опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через воздействие на личность в целом) и путем непосредственного воздействия на эмоциональную сферу (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон). Последнее осуществляется с помощью использования специальных аксиологических, эмоционально-ценностных  для воспитанника средств – эмоциональных стимулов.
Эмоциональные стимулы – «это педагогические средства, актуализирующие эмоциональную сферу личности; это внешние эмоционально-ценностные побудители, воздействующие, прежде всего, на чувства и вызывающие у воспитуемых адекватный эмоциональный отклик, нравственное сопереживание» [1].
Основная педагогическая функция внешних стимулов - актуализация  эмоциональной сферы воспитанника в процессе развития нравственных чувств, оптимизация и повышение организационно-методического инструментария процесса воспитания.
Большинство исследователей к эмоциональным стимулам относит игру, романтику, соревнования (Н.П. Аникеева, О.С. Газман, Б.Т. Леухин, Б.Т. Лихачев, З.И. Равкин, К.Д. Юрьева, С.А. Шмаков, Г.А. Шпона, М.Г. Яновская). Ряд авторов предлагает включить в группу эмоциональных стимулов средства искусства (З.И. Равкин, Г.И. Щукина, М.В. Юрьева). М.Г. Яновская относит к эмоциональным стимулам, помимо вышеперечисленных феноменов, также проблемно-поисковые ситуации и эмоционально-образные средства (средства искусства, художественную литературу, творчество детей и др.).
Таким образом, к эмоциональным стимулам относится все то, что в наибольшей степени способствует привнесению в жизнь и деятельность школьников творческого начала и эмоциональному обогащению воспитательного процесса.
Анализ  многогранного педагогического творчества В.А. Сухомлинского свидетельствует о том, что процесс развития нравственных чувств осуществлялся им преимущественно путем непосредственного влияния на эмоциональную сферу ребенка, через ее актуализацию.
Под актуализацией эмоциональной сферы следует понимать процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно-значимыми для индивида не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне. Актуализировать эмоциональную сферу – значит создать обстоятельства, при которых обостряется восприятие нравственной идеи или поступка. Реализация эмоционального стимулирования в развитии нравственных чувств нашла свое отражение во всех компонентах педагогической системы В.А. Сухомлинского.
Конечно, В.А. Сухомлинский не употреблял термин «актуализация». Но изучение его теоретико-публицистических работ и творческого опыта свидетельствует о том, что вся его воспитательная работа была направлена на то, чтобы сделать для ребенка актуальными нравственные идеи, стимулируя эмоционально-ценностное отношение к ним. «Чем ярче личное  эмоциональное отношение к моральной идее, тем глубже моральные чувства» [2] , -  отмечал он в книге «Рождение гражданина». Поэтому мы считаем правомерным использование данного понятия по отношению к творчеству павлышского педагога.
 
Эмоциональное стимулирование как принцип развития нравственных чувств.
В теоретическом и практическом наследии В.А. Сухомлинского значительное место занимает эмоциональное стимулирование как принцип развития нравственных чувств и как  система педагогических средств актуализации сферы в данном процессе. И хотя он не пользуется современным понятийно-терминологическим аппаратом, весь его многогранный  педагогический опыт проникнут этой идеей. Изучение педагогических произведений В.А. Сухомлинского показало, что понятия «эмоциональное стимулирование», «эмоциональные стимулы», неоднократно им употребляются [3], [4].
Он отмечал, что среди проблем, над которыми работал педагогический коллектив Павлышской школы, исследовались как самостоятельный феномен «эмоциональные стимулы, побуждающие к учению» [5].
Правомерно утверждение, что понятие «эмоциональные стимулы» трактовалось В.А. Сухомлинским преимущественно как внутренние побудители нравственной активности личности (чувства долга, чести, достоинства, самоуважения) [6]
Однако анализ его многогранного педагогического опыта свидетельствует о том, что в процессе развития нравственных чувств детей, павлышский педагог широко применял эмоционально-ценностные средства актуализации эмоциональной сферы именно как внешние побудители нравственных переживаний.
Поэтому представляется необходимым проанализировать практический опыт В.А. Сухомлинского, реализуемый им в ряде компонентов его педагогической системы, а именно - в процессе эстетического воспитания  и этического просвещения.
 
Актуализация эмоциональной сферы личности в процессе эстетического воспитания.
Развитие нравственных чувств в педагогической системе В.А. Сухомлинского начиналось в дошкольном и младшем школьном возрасте с формирования эмоциональной культуры как основы воспитуемости личности, с приобщения к прекрасному в мире природы.
В.А. Сухомлинский стремился к тому, чтобы «… каждый поход, каждая экскурсия в мир природы, встреча с ее красотой оставляли в душе ребенка капельку радости» [7]. Познание красоты природы должно способствовать познанию нравственной красоты человека - так определял он эту педагогическую задачу.
Природа, по  убеждению павлышского педагога, -  первоисточник формирования восприимчивости ребенка к каждому из средств нравственно-эстетического воспитания: художественному слову, музыке, искусству, литературе, живописи.
В.А. Сухомлинский считал, что развитие нравственных чувств невозможно без развития эмоциональной культуры, которая формируется, когда человек «понимает и ощущает игру слова - его смысл, богатство, эмоциональную окраску». Познание красоты художественного слова - «чтобы уже в детстве красота слова стала источником и средством познания прекрасного» [8] - начинается с путешествия в природу, «к источникам родного слова», как образно называл это павлышский педагог.
Встречая первые лучи солнца на рассвете, слушая пение птиц, любуясь красотой природы, дети постигали эмоциональную окраску слова.  Проведение занятий на открытом воздухе в «Школе радости», экскурсии и походы, во время которых воспринималась и переживалась красота окружающего мира, стало стимулом, побуждающим детей к художественному творчеству - сочинению сказок, стихов. В младшем возрасте такое творчество носило преимущественно коллективный характер, но с подросткового - оно становилось индивидуальным. «Красота родного края, - писал В.А. Сухомлинский, - которая открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник чувства любви к Родине» [9]
Одним из средств формирования эмоциональной культуры, развития восприимчивости к слову, павлышский педагог считал обогащение речи и образного мышления ребенка через определение им явлений, встречающихся в природе. Это требовало от детей большого интеллектуального и эмоционального напряжения, «внутренней работы по самовоспитанию чувств» [10].
Для каждого года обучения были подобраны художественные произведения или же их фрагменты, которые читались на лоне природы детям. Это стимулировало отзывчивость детей на  эмоциональную окраску слова. «Слово помогает глубже прочувствовать тончайшие оттенки красоты природы, - отмечал павлышский педагог, - а красота природы закрепляет в сознании воспитанников эмоциональную окраску слова» [11].
Переживание от наслаждения красотой – это первое побуждение к творчеству, находящему свое выражение в самых разнообразных формах. В Павлышской школе действовала стройная система реализации творческого потенциала учащихся, четко учитывающая их возрастные особенности и включающая в себя следующие виды их художественного творчества: сочинение сказок (6-8 лет), поэтических миниатюр (8-9лет), прозаических миниатюр (10-11 лет), творческие сочинения на заданную тему (12-14 лет) и на оригинальную тему (15-17 лет).
Особое место в педагогической системе В.А. Сухомлинского принадлежит сказке как средству развития нравственных чувств детей в младшем возрасте. Сказка рассматривается им как стимул, способствующий появлению у детей нравственных  переживаний на основе конкретно-образных восприятий и представлений. Благодаря сказке, утверждал павлышский педагог, ребенок познает мир не только разумом, но и сердцем. В этом возрасте дети воспринимают нравственную идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких эмоционально- значимых образах.
В Павлышской школе была создана «Комната сказки», где дети не только слушали сказки, но и,  играя, сами сочиняли их продолжение. Посещение ее было нечастым – один раз в две- три недели, во избежание эмоционального пресыщения. Интерьер этой комнаты, необычность обстановки, в которой рассказывались сказки («Сказки вечерних сумерек») [12],  были эмоциональным фоном, способствующим развитию и проявлению их творческих способностей.  «Каждая картинка, каждый наглядный образ в «Комнате сказки», – писал В.А. Сухомлинский, - обостряли восприимчивость к художественному слову, раскрывали нравственную идею сказки» [13]. Таким образом,  актуализация эмоциональной  сферы воспитанников в этом процессе инициировала их нравственные переживания.
В практике В.А. Сухомлинского имела место взаимосвязь и взаимодействие игровой деятельности и прослушивания  сказок детьми. Как отмечал педагог, «игра в « Комнате сказок» перетекала в творчество - дети становились героями сказки, а куклы в их руках помогали передавать мысли и чувства. В куклах - образ того, кого дети стремятся приручить». Помимо этого, дети сами сочиняли сказки-миниатюры, лейтмотивом которых была, по словам павлышского педагога, «благородная идея - любовь к людям, сочувствие и сострадание, также – непримиримость к злу» [14].
 
Актуализация эмоциональный сферы личности в процессе этического просвещения. Одной из главных форм этического просвещения в Павлышской школе  были этические беседы [15].
Требования, которые В.А. Сухомлинский предъявлял к этой форме этического просвещения,  свидетельствуют о том, что построение этических бесед мыслилось им с позиции актуализации эмоциональной сферы. «Этическая беседа должна оставлять эмоциональный след, - писал он. -  Яркий убедительный образ позволяет не прибегать к поучениям, поскольку моральное поучение уже содержится в таком образе. Поэтому необходимо использовать для беседы яркие запоминающиеся образы, конкретные факты, волнующие примеры» [16].
Содержание этических бесед воплотилось в книгах В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» [17] и «Хрестоматия по этике» [18]. Их структура, содержание, тематика явились итогом многолетней работы павлышского педагога  с детьми.
По свидетельству дочери педагога, О.В. Сухомлинской: «Василий Александрович мечтал увидеть свою работу опубликованной вместе с «Хрестоматией по этике», где развитые в книге «Как воспитать настоящего человека» нравственные идеалы, правила, нормы дополняются богатым фактологическим и иллюстративным материалом» [19].
Книга «Как воспитать настоящего человека» построена в виде цикла бесед, посвященных нравственному воспитанию детей. Каждая беседа состоит из педагогического поучения, раскрывающего какую-либо моральную норму, и авторского рассуждения над ним. Смысловой центр этих бесед – развитие нравственных чувств ребенка, о чем свидетельствуют и названия разделов книги: «Как формировать чувство совести», «Как воспитать в своем питомце способность к соучастию, сопереживанию», «Как учить пониманию идеи долженствования», «Что такое достоинство личности и как его воспитать» и другие.
Органичным продолжением этого педагогического произведения стала «Хрестоматия  по этике», в которой в яркой эмоциональной форме (сказки, легенды, притчи, рассказы) раскрывается сущность проблем нравственности, поставленных в книге «Как воспитать настоящего человека». «Хрестоматия по этике» предназначается для детей разного возраста – от дошкольного до подросткового – и состоит из восьми разделов. Внутри каждого раздела материал располагается по мере его усложнения, т.е. соблюден возрастной подход. Ценность этой книги, прежде всего, в подборе эмоционально-насыщенных жизненных сюжетов, которые адресованы конкретной возрастной группе детей, а также – родительской аудитории.
Можно утверждать, что лейтмотив книг «Как воспитать настоящего человека» и «Хрестоматия по этике» – обращенность к эмоциональной сфере ребенка в процессе нравственного воспитания. Большое место на общем проблемном фоне данных книг занимают вопросы развития и воспитания совести, чувства долга, ответственности, стыда, гуманных чувств, чувства патриотизма и гражданственности, любви. Через художественные эмоционально-выразительные образы В.А. Сухомлинский рассмотрел проблемы формирования у подрастающего поколения моральных убеждений. Эти убеждения выражаются в нравственно-ценной деятельности воспитанника, инициированной его нравственными переживаниями. Именно этот аспект педагогики В.А. Сухомлинского созвучен современным процессам гуманизации образования, организации нравственного воспитания с позиций эмоционально-потребностной сферы ребенка.  
Большое значение В.А. Сухомлинский придавал индивидуальному чтению как форме этического просвещения. Вместе с культом Родины, культом Матери, культом человека и родного слова в Павлышской школе царил также и культ книги. По убеждению В.А. Сухомлинского, чтение должно было стать одной из главных духовных потребностей личности, поскольку оно является «могучим средством воспитания разума и добрых чувств» [20]. Индивидуальное чтение оказывает существенное влияние на формирование эмоциональной самооценки, стимулирует рефлективные переживания личности. «Литература воспитывает, когда человек дает себе оценку с точки зрения морально-эстетического идеала, которая выражается в переживании чувства прекрасного в человеке, непримиримости ко всему отвратительному, что его унижает» [21].
В Павлышской школе была основана «Комната мысли» - небольшой читальный зал, в котором находилась «Вечная библиотека» - свыше 300 специально отобранных произведений художественной литературы. Принципом отбора являлись идеи развития нравственных чувств, которые показывались в этих произведениях. «Идеи, раскрывающиеся в этих книгах, - писал В.А. Сухомлинский, - таковы»: «Смысл жизни – в служении народу, Родине, возвышенным идеалам», «Верность Родине, борьба за ее могущество и процветание – высшая доблесть», «Служи Отечеству разумом, творчеством», «Человек – высшая ценность» [22]. «Художественные произведения, раскрывающие эти идеи, необходимы для воспитания благородных чувств» [23.].
Итак, анализ педагогических произведений и опыта В.А. Сухомлинского убеждает нас в том, что организация эмоционально-ценностной среды в целях развития нравственных чувств школьников осуществлялась им через применение педагогических средств актуализации эмоциональной сферы личности – эмоциональных стимулов. Хотя В.А. Сухомлинский не пользовался современной терминологией, весь его творческий опыт убеждает нас в том, что он практически воплощал в воспитании многие идеи воздействия на эмоциональную сферу учащихся. (Они исследовались и внедрялись в практику в более поздний период).
Реализация эмоционального стимулирования в развитии нравственных чувств нашла свое отражение во всех компонентах педагогической системы В.А. Сухомлинского.
В процессе эстетического воспитания это выразилось в использовании игры, эмоционально- образного стимула в различных его модификациях, как репродуктивной (произведения искусства, художественной литературы, музыка), так и творческой (художественное, литературное, музыкальное творчество воспитанников); красоты природы как источника нравственного самосовершенствования.
В процессе этического просвещения этот подход воплотился в применении проблемно- поискового (диспуты, дискуссии)  и эмоционально-образного стимулов (проведение этических бесед в яркой, эмоционально- значимой для ребенка форме).
Актуализация эмоциональной сферы личности специальными эмоционально-ценностными средствами стимулировала развитие нравственных чувств школьников, инициировала волевые усилия, направленные на осуществление нравственно- ценной деятельности и самовоспитания.  
      Можно утверждать, что, разработанные В.А. Сухомлинским принципы, содержание, формы и методы развития и воспитания нравственных чувств представляют собой в настоящее время большой научный и практический интерес и должны систематически изучаться, творчески развиваться и использоваться в системе воспитания в современной школе.     
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1.                           Яновская М.Г. Теория и методика эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков [Текст]: автореф. дисс… докт.пед.наук / М. Г. Яновская.  – Киров, 1991. –  C.18
2.                           Сухомлинский,  В.А. Рождение гражданина. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика,1979. – C.246.
3.                           Сухомлинский,  В.А. Воспитание долга. [Текст]/ В.А. Сухомлинский.   // Коммунист Украины. - 1969.- № 9. -С.74-77
4.                           В.А. Сухомлинский: о воспитании. [Текст]/ сост. С.Л. Соловейчик.- М.:Политиздат,1975.- 228 с.
5.                           Сухомлинский,  В.А.  Введение к годовому плану на 1970-1971 учебный год. [Текст]/ В.А. Сухомлинский.  // Народное образование.- 1973. - №8. – С.117.
6.                           Сухомлинский,  В.А. Воспитание долга. [Текст]/ В.А. Сухомлинский.   // Коммунист Украины. - 1969.- № 9. -С.75.
7.                           Сухомлинский,  В.А. Сердце отдаю детям. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. - Киев: Радяньска школа, 1974.- C.90
8.                           Сухомлинский,  В.А. Рождение гражданина. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика,1979. – С.47,51.
9.                           Сухомлинский,  В.А. Сердце отдаю детям. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. - Киев: Радяньска школа, 1974.- С.30.
10.                       Сухомлинский,  В.А. Рождение гражданина. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика,1979. – С.47.
11.                       Сухомлинский,  В.А. Сердце отдаю детям. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. - Киев: Радяньска школа, 1974.- С.45.
12.                       В.А. Сухомлинский: о воспитании. [Текст]/ сост. С.Л. Соловейчик.- М.:Политиздат,1975.- С.169.
13.                       В.А. Сухомлинский: о воспитании. [Текст]/ сост. С.Л. Соловейчик.- М.:Политиздат,1975.- С.183.
14.                       Сухомлинский,  В.А.  Введение к годовому плану на 1970-1971 учебный год. [Текст]/ В.А. Сухомлинский.  // Народное образование.- 1973. - №8. - С.116-120.
15.                       Кодак, Н. Мысли о нравственном воспитании [Текст]/ Н. Кодак // Народное образование. - 1975. №5. - С.114-118.
16.                       Сухомлинский,  В.А. Рождение гражданина. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика,1979. – С.80.
17.                       Сухомлинский,  В.А. Как воспитать настоящего человека. [Текст]/ В.А. Сухомлинский.- М.:Педагогика,1989.- 288 с.
18.                       Сухомлинский,  В.А.  Хрестоматия по этике. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990.-225 с.
19.                       Сухомлинский,  В.А. Как воспитать настоящего человека. [Текст]/ В.А. Сухомлинский.- М.:Педагогика,1989.- С.8.
20.                       Сухомлинский,  В.А. Сердце отдаю детям. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. - Киев: Радяньска школа, 1974.- С.189.
21.                       Сухомлинский,  В.А. Рождение гражданина. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика,1979. – С.71.
22.                       Сухомлинский,  В.А. Как воспитать настоящего человека. [Текст]/ В.А. Сухомлинский.- М.:Педагогика,1989.- С.100.
23.                       Сухомлинский,  В.А. Разговор с молодым директором школы. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. // Избр.пед.соч. В 3 т. Т.3.- М.: Педагогика,1981. – С.198.
 
(Голосов: 2, Рейтинг: 9.77)
Версия для печати

Возврат к списку