19-11-2019
[ архив новостей ]

«М.Горький: музейная интерпретация жизни и творчества»

  • Дата создания : 15.12.2010
  • Автор : С.М. Дёмкина
  • Количество просмотров : 2177
С.М. ДЕМКИНА
 
«М.Горький: музейная интерпретация жизни и творчества».
 
Интернет-конференция «Художественный мир М.Горького: осмысление и интерпретация»  проходила 30 ноября 2010 года в залах Музея А.М.Горького – экспозиции, рассказывающей о жизни и творчестве писателя с раннего детства (ибо удивительная биография нашего героя интересна уже с этих дней) до отъезда за границу в 1921 году (он невероятно популярен, общественный деятель и благотворитель, переведен на множество языков, давно уже не босяк, и даже не буревестник революции – и серьезные разногласия с большевиками подталкивают в спину в новую эмиграцию). Продолжается музей и биография писателя в мемориальной квартире на Малой Никитской, где Горький, ставший в 1931 году москвичом, провел последние годы жизни.
История залов на Поварской началась почти одновременно со смертью писателя. Горький скончался 18 июня 1936 года, и вскоре вышло постановление президиума ЦИК об организации при институте мировой литературы им. А.М.Горького Архива писателя и Музея, «доступного для широкого обозрения». В старинном особняке Доменико Жилярди Музей получил в свое распоряжение второй этаж и мансарду. Экспонаты поступали со всей страны - из хранилищ, архивов, библиотек, частных коллекций; большое количество материалов передали близкие писателя. Всего за восемь с половиной месяцев экспозиция была готова, и 1 ноября 1937 года первые посетители переступили порог нового Музея. Здесь можно увидеть маршруты знаменитых хождений будущего писателя по Руси 1889 и 1891-92 гг.; целую галерею самых разных пунктов горьковских странствий и людей, встретившихся на его пути. О важнейших знаковых моментах горьковской биографии свидетельствуют фотографии Горького с Толстым, Чеховым; затем имена, составляющие золотой фонд русской и мировой культуры, сопровождают Горького до конца жизни: М.В.Нестеров, И.А.Бунин, В.Я.Брюсов, М.Н.Ермолова, В.В.Стасов, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, Л.Н.Андреев, С.Т.Морозов, В.Ф.Комиссаржевская, К.С.Станиславский, Вл.И.Немирович-Данченко, Ф.И.Шаляпин, В.А.Серов, Р.Роллан, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.А.Блок, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, И.П.Павлов, Н.И.Вавилов, Ю.А.Анненков, Г.Уэллс, Б.М.Кустодиев, А.Белый, К.И.Чуковский и многие другие.
Экспозиция начинается с панорамы Нижнего Новгорода художника Боголюбова, картин Кустодиева, Юона. Здесь же можно увидеть макет исчерпывающе описанного впоследствии в горьковских произведениях дома дедушки в Нижнем, скатерть, вышитую Алексеем Пешковым, похвальный лист Кунавинского начального училища, два класса которого стали единственным официальным образованием будущего писателя, его первые издания, бумажного петушка, сделанного Львом Толстым для маленького Максима – сына Горького.
Во втором зале можно узнать об истории взаимоотношений Горького, ставшего к 1900 году невероятно популярным писателем, с Московским художественным театром, увидеть афиши громких премьер, фотографии сцен из спектаклей, великих актеров, автографы, макет декораций. Среди полотен экспозиции на Поварской художников Нестерова, Шаляпина, Кустодиева, Шаляпина, Кравченко, Сорина, Фаворского известный портрет Горького работы В.Серова, напоминающий о драматических событиях первой русской революции, которым исполняется в этом году 105 лет. Можно сказать, что в период 1905-1907 гг. деятельность писателя максимально соответствовала образу «буревестника революции. Ценные свидетельства эпохи, представленные во втором зале, позволяют заинтересованному посетителю по-новому взглянуть на ставшие хрестоматийными события стопятилетней давности. Это печатные издания того времени: сатирические журналы «Жало» (29 ноября 1905); «Жупел» (№ 1 1905); «Адская почта» (№ 1 1906), где были напечатаны памфлеты М.Горького «О сером», «Собака», сказки «Мудрец» и «Изречения»; газеты «Пулемет» (М., 1905, № 1) с манифестом Николая II; газеты «Пролетарий» (№ 1 от 21 августа 1906 г.), «Молодая Россия» (№ 1 от 4 января 1906 г.) со статьей Горького «По поводу московских событий»; «Новая жизнь» (№ 1 от 27 октября 1905 г.); «Борьба» (№ 1 от 27 ноября (10) декабря 1905). О заключении Горького в Петропавловской крепости рассказывают страницы обвинительного заключения по делу об участии писателя в событиях 9 января 1905 года; листовки в защиту писателя (1905); многочисленные подписи деятелей культуры Германии под протестом против ареста Горького, статьи из газет «Берлинер Тагеблат» (январь-февраль 1905 г.) с требованиями об освобождении; донесение начальника киевского охранного отделения от 8 февраля 1905 года о состоявшейся в театре Соловцова на спектакле «Дачники» демонстрации в защиту автора, первая страница рукописи «Дети Солнца», написанная в Петропавловской крепости. Даже вид каземата Трубецкого бастиона можно представить по макету, специально выполненному для музея. За стеклами витрин - ключ от одной из камер и фотография Горького после освобождения из тюрьмы (февраль 1905). Рядом - макет книги Ромена Роллана Жан Кристоф. (Т. 1 Париж.) с дарственной надписью автора: «Максиму Горькому друг из Франции. Ромен Роллан. 1905» и запрещенная в России брошюра Горького «9 января», вышедшая в Берлине. В выставочных залах - напоминающие о содружестве Горького с художниками "Мира искусства" акварели Е.Лансере «Погром» и «В Москве наступило успокоение» (1906) и М.Добужинского «Москва в крови» (1906) с дарственной надписью автора Горькому. При создании нового злободневного журнала в духе и виде немецкого "Симплициссимуса" объединились самые разные представители русской интеллигенции. «Идейно далекие» от Горького и его литературного окружения «мирискусники» Бакст, Бенуа, Билибин, Грабарь, Добужинский, Лансере, Каррик, Остроумова, Пастернак, Сомов, Серов, были готовы к совместному творчеству. Летом 1905 года в Куоккале у Горького состоялось совещание литераторов и художников, на котором присутствовало около сорока человек. Первый номер журнала «Жупел» вышел 2 декабря 1905 года, сформулированные цели были реализованы столь успешно, что цензура закрыла его на третьем номере, сверстанном в январе 1906 года.
Знаменитый портрет Горького кисти В.А.Серова был написан осенью 1905 года в квартире писателя на углу Моховой и Воздвиженки. Серов был одним из любимых художников Горького. Он, как и Горький, был очевидцем событий 9 января 1905 года, за которыми наблюдал из окон Академии художеств, создав ряд этюдов с этой трагической «натуры». В музее представлен первый набросок В.Серова к картине «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (январь 1905, карандаш) и копия этого полотна. Оценивая уроки событий 1905 года и размышляя об исторических перспективах, М.Горький написал в марте 1906 года: «Мне кажется, что отныне Россия станет для мира опытным полем».
После своего освобождения Горький уехал из России. Третий зал, в котором проходит конференция, рассказывает о первом периоде эмиграции – поездке в Америку, знакомстве со ставшей впоследствии самой любимой страной - Италией. В экспозиции - Америка, представленная изданием романа «Мать», изображением дома в Адирондаке (подарена Музею автором – Рокуэлом Кентом), где шла работа над книгой после этого, как гостиницы отказали в гостеприимстве Горькому, фотографии его друзей и единомышленников.
Период жизни на Капри представлен работами гостивших здесь художников и писателей, фотографиями, изданными книгами. Интересны натурные портреты Горького, в том числе кисти ближайшего из друзей - Федора Шаляпина, многочисленные виды итальянских городов. Затем возвращение в Россию, погружение в литературную и общественную жизнь; события 1917 года, неустанная деятельность по спасению культурных ценностей и их создателей – представителей русской интеллигенции, углубляющиеся противоречия между писателем и большевиками, преследуемые новой цензурой «Несвоевременные мысли». Завершает экспозицию на Поварской – стенды с фотографиями и автографами А.Блока и К.Чуковского – единомышленников и сотрудников Горького по «Всемирной литературе» и просветительской деятельности в страшные голодные послереволюционные петроградские годы. Острейшие разногласия с новой властью заставили Горького покинуть Россию, куда он вернулся только в 1931 году, о чем рассказывает мемориальная экспозиция на М.Никитской в бывшем особняке С.Рябушинского и куда мы, возможно, пригласим наших виртуальных посетителей на новые конференции.
 
 
 
Видеозапись доклада, сделанного 30 ноября 2010 года в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН на научном семинаре "Художественный мир Максима Горького: осмысление и интерпретация".
 
(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку