26-11-2020
[ архив новостей ]

Теоретические и методологические ракурсы исследований проблемы памяти и проблемы канона в современном литературоведении

  • Автор : А.В. Елисеева, В.О. Федоровская, Т.В. Кудрявцева, М.В. Бурханова, А.А. Голубкова, Н.З. Гаевская, В.Я. Малкина, Н.В. Кортелев, А.В. Сысоева, А.О. Бурцева
  • Количество просмотров : 59
А.В. Елисеева

СПЕЦИФИКА НЕМЕЦКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО КАНОНА В РОССИИ 


Ключевые слова: литературный канон, рецепция, история литературы, Леонхард Франк, Эрих Мария Ремарк. 

 В докладе поднимается вопрос о специфике канона немецкой литературы в Советском Союзе и в России. Предметом исследования является рецепция произведений двух немецких авторов первой половины и середины ХХ в. – Эриха Марии Ремарка (Erich Maria Remarque, 1898–1970) и Леонхарда Франка (Leonhard Frank, 1882–1961), которые занимают неравноценное место в академических историях литературы, создаваемых в России и в немецкоязычных странах, в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, а также в иерархии непрофессиональных читателей. На примере рецепции творчества этих авторов можно продемонстрировать феномен множественности канонов, который подразумевает не только специфичность национального канона, но и взаимодействие таких типов канонизации, как академическая, дидактическая, читательская и т.п., обнаруживающих неравномерность своего функционирования. Особый интерес представляют причины канонизации в России тех авторов, которые занимают относительно маргинальное положение в немецких историях литературы, в преподавании и в читательском сознании. В докладе будут рассмотрены такие факторы канонизации, как идеологические потребности принимающей культуры, наличие в текстах тривиальных элементов, а также соответствие канонизируемых текстов кодам и нарративным моделям советской и / или российской литературы.   
Елисеева Александра Владимировна, к.ф.н., доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики факультета промышленного менеджмента и коммуникации Санкт-Петербургского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова (Санкт-Петербург).


В.О. Федоровская 



СУБЪЕКТИВНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО КАНОНА: 
МАРСЕЛЬ РАЙХ-РАНИЦКИЙ



Ключевые слова: память, канон, современное литературоведение, М. Райх-Раницкий, Германия.

В докладе рассматривается подход к формированию литературного канона,  предложенный Марселем Райх-Раницким (1920-2013) – крупнейшим литературным критиком современной Германии, оказавшим значительное влияние на формирование и трансформацию практик литературно-критического дискурса страны во второй половине ХХ – начале ХХI века. Предметом анализа в докладе выступает изданная Райх-Раницким в 2002 – 2006 гг. антология «Канон. Немецкая литература» („Der Kanon. Die deutsche Literatur“), состоящая из пяти частей («Романы», «Рассказы», «Драмы», «Стихи», «Эссе») общим объемом 24656 страниц и объединяющая лучшие, по мнению критика, произведения немецкой литературы. Особую актуальность исследование приобретает в связи со 100-летием со дня рождения М. Райх-Раницкого.

Федоровская Виктория Олеговна, к.ф.н., доцент Института лингвистики и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (Москва). 


Т.В. Кудрявцева



О ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОГО КАНОНА ПОСЛЕ 1945 г. В СССР/ РОССИИ
(НА ПРИМЕРЕ РЕЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА ПАУЛЯ ЦЕЛАНА).



Ключевые слова: Пауль Целан, немецкоязычная литература, переводоведение, канонизация, рецепция, Россия.
В докладе анализируются особенности рецепции творчества и личности немецкоязычного поэта Пауля Целана в СССР и постсоветской России. Акцент сделан на эволюции восприятия и специфике канонизации этого художника слова в нашей стране, на значении творческой деятельности Пауля Целана для современного российского литературного процесса, в том числе на проблеме перевода (переводимости) произведений Целана. Исследуются особенности рецепции как собственных произведений поэта, так и его переводов русской поэзии.  Количество работ, посвященных Целану, достаточно репрезентативно:  имеются многочисленные научные публикации как в форме монографий, так и журнальных статей, дающие представление о переводах его собственных произведений, и о переводах Целаном русских поэтов. Анализ особенностей рецепции поэта с учетом ее динамики во времени позволяет сделать вывод о четко просматривающейся тенденции к литературной канонизации поэта в постсоветском культурном пространстве.

Кудрявцева Тамара Викторовна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН (Москва).


М.В. Бурханова 



СПЕЦИФИКА НЕМЕЦКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ И ЛИТЕРАТУРНОМ СОЗНАНИИ: «ОДЕРЖИМОСТЬ ПАМЯТЬЮ»



Ключевые слова: национальная идентичность, Германия, немецкоязычная литература.

В докладе подробно рассматривается, что помнят люди о ключевых для немецкой идентичности событиях, как их интерпретируют писатели, как и почему создается общее для всех понимание определенных эпизодов прошлого и как оно меняется со временем. Культурологический анализ позволяет ответить на вопрос, что лежит в основе «самоидентификации»: в связи с этим подробно рассматривается понятие «коллективной памяти». Описание немецкого менталитета, выявление его динамики, сохранения и модификации в связи с историческими событиями (Тридцатилетняя война, Французская революция, эпоха Бисмарка, Первая мировая война, Вторая мировая война, разделение и объединение Германии) позволяют проработать такие составляющие немецкой идентичности, как «одержимость прошлым», тенденция к «космополитизму», феномен «остальгии».

Бурханова Мария Владимировна, аспирант кафедры зарубежной литературы Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород).  


 А.А. Голубкова 



РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
В КНИГЕ «ПАМЯТИ ПАМЯТИ» МАРИИ СТЕПАНОВОЙ»



Ключевые слова: Мария Степанова, историческая память, русская литература, «другое прошлое».

Документальный роман «Памяти памяти» затрагивает множество проблем, связанных прежде всего с исторической памятью наших современников, имеющих российские корни. Уже одно то, что повествование начинается только ближе к последней четверти романа, показывает, как мучительно сложно современному русскому человеку работать со своей историей и памятью о прошлом. Отказ от прошлого и его многократное переписывание не могли не наложить отпечатка на восприятие истории как таковой. И в своей книге Мария Степанова четко демонстрирует этот механизм избегания мыслей о предках, обращения к будущему и симулятивное конструирование «другого прошлого». И этот своего рода страх истории, страх узнать о судьбе предков очень характерны для всей современной русской литературы.

Голубкова Анна Анатольевна, к.ф.н., главный библиограф Российской государственной детской библиотеки (Москва).


Н.З. Гаевская 



КОММЕМОРАТИВНЫЙ ДИСКУРС И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ
(НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Г. ГРАССА «ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН»)



Ключевые слова: проблемы памяти, коммеморативные практики, антропология, религиоведение, филология, художественный текст, Гюнтер Грасс.

Исследование проблемы памяти в коммеморативных практиках европейскими историками второй половины XX века, актуальность и востребованность самого понятия коммеморации сделало возможным определение коммеморативности как характерной особенности дискурса в антропологии, религиоведении и филологии. Создавшееся междисциплинарное дискурсивное пространство позволяет   исследовать коммеморативность в художественном тексте, а также провести сопоставительный анализ коммеморативного дискурса и темы коммеморации. Среди произведений современной немецкой литературы, главной темой которых является тема памяти, роман Гюнтера Грасса по праву занимает одно из центральных мест. Двойственное наполнение идейно-образной системы романа находит свое выражение в создании как внешнего реального вещественного плана, стихии материального и плотского, так и внутреннего плана онтологического содержания, мотивов философских и религиозных. И если повседневная реальность раскрывает тему памяти и забвения, то сфера религиозных мотивов раскрывает тему памятования как сакральную. Коммеморативный дискурс таким образом имеет два контекста: публичное и индивидуальное поминовение в практиках секулярного, и памятование как элемент сакрального. Тема памяти в романе раскрывается как запоминание в повседневном и как памятование, соединяющее профанное и сакральное. Память ассоциируется с чувством вины, не только возникающим у главного героя романа, не только исторической вине, но и виновности как поврежденности во грехе всего человечества. Память в романе предстает как антропологическое свойство и является основой коммуникации героев, тогда как памятование основано на коммюнаторности, свойстве иного онтологического содержания. Достигается ли единство сопереживания и сопричастия автора, героя и читателя в памятовании? Об этом говорит текст, объединяющий в пространстве символического «грандиозную фигуру Спасителя» и «трогательного горбатого карлика», преодолевающего трагедию по заданному для этого мира «образу и подобию».

Гаевская Надежда Зеноновна, соискатель кафедры религиоведения Русской христианской гуманитарной академии (Санкт Петербург).


В.Я. Малкина



РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ЛИРИКЕ
(НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЙ АЛЕКСАНДРА ГОРОДНИЦКОГО)



Ключевые слова: Александр Городницкий, историческая память, места памяти, пост-память, лирика. 

Несмотря на то, что словосочетание «историческая память» стало вполне привычным, в российском литературоведении оно редко используется в строго терминологическом смысле. Между тем, в исторической науке это понятие является полем для актуальных дискуссий и исследований. Цели нашего доклада – во-первых, сделать небольшой шаг к введению понятия исторической памяти и связанных с ним категорий (таких, как «места памяти» и «пост-память») в научный оборот российской филологической науки, во-вторых, попытаться определить специфику репрезентации исторической памяти в лирике. Методологической основой доклада являются работы об исторической памяти Й. Йерушалми, Л.П. Репиной, П. Нора, М. Хирш и др.

Малкина Виктория Яковлевна, к.ф.н., доцент, заведующая кафедрой теоретической и исторической поэтики Российского государственного гуманитарного университета.


Н.В. Кортелев 



ВЛИЯНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Г.В. ПЛЕХАНОВА
НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КАНОНА: ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



Ключевые слова: Г.В. Плеханов, литературный канон, конструирование высказывания, интеллектуальная культура, имманентная художественность.

Цели исследования – выявить, как способ формального конструирования высказывания, основанный на определенной мыслительной схеме (или схемах), выражает особенности интеллектуальной культуры, в которой формируется высказывание; какое влияние оказывает выбор того или иного способа формального конструирования высказывания на то пространство возможностей (культуру), в рамках которой он осуществляется, какие новые рамки и ограничения он задает. Одной из этих рамок, задающих новую конфигурацию пространства возможностей, по нашему мнению, является литературный канон.
Рассмотрев в обозначенном аспекте текст Г.В. Плеханова, можно обнаружить, что доминирующей мыслительной схемой в высказываниях, посвященных эстетике, является схема градуального распределения, т. е. содержит в себе критерий имманентной художественности того или иного произведения. Таким образом, произведения, в зависимости от степени соответствия данному критерию, образуют своеобразную иерархическую структуру в рамках которой канонизированными оказываются те, которые полностью соответствуют сформулированному критерию.

Кортелев Никита Владимирович, магистрант историко-филологического факультета РГГУ (Москва). 


А.В. Сысоева 



СТАНОВЛЕНИЕ КАНОНА СОВЕТСКОЙ ОБОРОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЛЕНИНГРАДЕ:
НА ПУТИ К НЕДОСТИЖИМОМУ ИДЕАЛУ


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного
проекта № 20-012-00549 A. Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project
number 20-012-00549 A.

Ключевые слова: становление канона, журнал «Залп», Ленинградско-Балтийское отделение Литературного объединения Красной армии и флота (ЛБО ЛОКАФ), Оборонная комиссия Ленинградского отделения Союза советских писателей, оборонная литература, художественный вымысел, историческая правда.

Начало целенаправленной работы над отражением позиции партии по военному вопросу в литературе пришлось на 1930 год – год образования Литературного объединения Красной армии и флота, которое было реорганизовано в Оборонную комиссию Союза писателей.  Для Ленинграда первый этап быстрого роста числа произведений оборонной тематики завершился в 1934 году с закрытием специализированного журнала «Залп». В докладе будут проанализированы способы формирования состава оборонной литературы через работу с писателями, контроль за изданием произведений, критику выпущенных работ, а также рассмотрены тематика и проблематика оборонных текстов указанного периода. Установка на достоверность, требование создавать высокохудожественные, идеологически верные, грамотные с точки зрения военной науки тексты усложняли задачу автора, приводя к конфликту между художественным вымыслом, исторической правдой и их трактовкой.

Сысоева Анастасия Владимировна, к.ф.н., научный сотрудник Рукописного отдела ИРЛИ РАН (Санкт-Петербург).


А.О. Бурцева 



СТАНОВЛЕНИЕ КАНОНА ОБОРОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В МОСКВЕ: ФОРМЫ, ИМЕНА, СЮЖЕТЫ


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного
проекта № 20-012-00549 A.
Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 20-012-00549 A

Ключевые слова: канон, оборонная литература, Москва, сюжет, форма, пропагандистская литература, анти-канон.

В современном литературоведении понятие канона часто используется для описания текстов, ставших образцовыми в масштабах страны. Было бы интересно применить его к отдельным явлениям литературного процесса. Феномен оборонной литературы 1930-х годов в настоящее время остается малоизученным, хотя корпус текстов и становление канона пропагандистской литературы представляют собой интересное культурно-историческое явление. Материалы журнала «ЛОКАФ» позволяют проследить процесс становления канона подобной литературы, а именно, представление о «правильных» и «неправильных» текстах, закрепившиеся жанровые формы, авторитет разных авторов и не в последнюю очередь манипуляцию с историческим материалом и формирование «памяти» о Гражданской войне. Также интересно было бы рассмотреть, как с каноном и анти-каноном оборонной литературы соотносились произведения немецких авторов в переводах, которые часто публиковались на страницах журнала, как формировалось представление о «своих» и «чужих».

Бурцева Алла Олеговна, независимый исследователь (Москва). 

(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку