Дух сообщества во французских и русских авангардных группах первой трети XX в. Сравнительный анализ.
-
Дата создания : 24.11.2010
-
Автор : Е.Д. Гальцова
-
Количество просмотров : 3378
Елена Дмитриевна ГАЛЬЦОВА (ИМЛИ РАН)
Дух сообщества во французских и русских авангардных группах первой трети XX в. Сравнительный анализ.
Дух сообщества изначально присущ культуре авангарда, стремившейся к преодолению индивидуализма и созданию новой концепции человека («новый человек» и т.д.). В начале своего творчества французские авангардисты, непосредственно ссылаются на Фурье (не без влияния унанимизма), мечтая о «Новой фаланге» (Аполлинер). Некоторые течения зарождающегося русского футуризма используют, скорее, религиозную терминологию, говоря о «сектах» (кубо-футуризм). Но если русские мечтали о создании Правительства Председателей Земного Шара (Хлебников) и, в конце концов, оказалась в тупике, подчиняясь политической конъюнктуре (ЛЕФ), то французы, пройдя через стадию «партийной дисциплины» (сюрреализм), открыли для себя свободное поле размышлений о сакральном, изначальной, исконном обществе, которому они давали теоретическое осмысление, а также пытались реализовать его на практике (группы Жоржа Батая – от «Документов» до «Ацефала»). Мы проследим, как функционируют философские, психологические, политические, религиозные ассоциации в культуре авангарда обеих стран, каково ее соотношение с первобытными и наивными искусствами, в какой мере стремление к истоками, корням (в том числе и в почти националистическом смысле этого слова) сочетается в ней с всеобъемлющими универсалистскими тенденциями.
Версия для печати