25-04-2024
[ архив новостей ]

Литературы Ближнего и Среднего Востока

  • Автор : А.М. Багиров, М.Л. Рейснер
  • Количество просмотров : 777

А.М. Багиров (Москва)

МУХАММЕД ФИЗУЛИ И КАНОНИЧЕСКИЙ ЖАНР ГАЗЕЛИ

Предметом исследования является определение главенствующей роли гениального азербайджанского поэта Мухаммеда Сулейман оглы Физули (1494–1556) в развитии восточного канонического жанра газели в азербайджанской поэзии, взаимосвязи его газелей с предшественниками И. Гасаноглу, Г.А. Бурханеддин, Н.Д. Кишвери, Ш.И. Хатаи и влияние непревзойдённого мастера на творчество своих последователей С. Тебризи, Г. Тебризи, М.В. Видади, М.П. Вагиф, Г. Закир, Х. Натаван, А. Набати, С.А. Ширвани, М.А. Сабир, А. Вахид, С. Рустам, А. Бузовналы, М. Сеидзаде, М. Шахрияр.

В докладе вкратце затрагивается этногенез азербайджанской любовной лирики, её неразрывная связь с арабской и персидской поэзией, на почве которых зарождался и азербайджанский канонический жанр газель. Подробно рассматриваются основные причины популярности жанра газели в азербайджанской поэзии.

Изыскание, результаты которого отражены в данном докладе, проводилось с применением теоретико-литературных и сравнительно-аналитических исследовательских методов. А также, как новизну исследования, можно расценивать выявленные особенности в применении художественных приёмов Мухаммедом Физули в своих газелях, в результате произошедшего благотворного влияния на развитие в азербайджанской поэзии канонического жанра газели.

Багиров Абузар Мусаевич, доктор филологических наук, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, профессор Университета МГИМО МИД РФ


М.Л. Рейснер (Москва)

АВТОР И КАНОН В ЛЮБОВНО-РОМАНИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ
‘АБД АР-РАХМАНА ДЖАМИ «ЙУСУФ И ЗУЛЕЙХА» (XV В.)

‘Абд ар-Рахмана Джами создал поэму на сюжет коранического предания o Йусуфе в тот период развития жанра любовно-романического эпоса, когда канон сложился и его базовые признаки были закреплены традицией. Со времени создания эталонных образцов – поэм Низами, прошло более двух веков. Канон начал развиваться «вширь»: наряду с прямыми «ответами» на поэмы Низами появились обработки других сюжетов. Одним из первых был великий поэт-мистик Фарид ад-Дин ‘Аттар, который использовал модель любовно-романического нарратива в изложении предания о трагической любви поэтессы X в. Раб‘ии б. Ка‘б. Кроме того, автор придал рассказу аллегорический смысл, закрепив в каноне еще один вектор развития жанра.

         На пересечении этих традиций, с добавлением источников, в первую очередь «Истории пророков» (Кисас ал-анбийа), Джами и сложил свою поэму. Авторский замысел предполагал изложение коранического сюжета с использованием постоянных «маркеров» жанра, закрепившихся на всех уровнях текста – сюжета, композиции, набора персонажей. Но именно в этой сфере и проявилась авторская оригинальность Джами, который представил канонические слагаемые жанра в новой интерпретации.

Рейснер Марина Львовна, доктор филологических наук, профессор, Институт стран Азии и Африки им. М.В. Ломоносова

 

(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку