19-04-2024
[ архив новостей ]

Литературы Византии и Христианского Востока

  • Автор : А.С. Балаховская, Л.Р. Франгулян
  • Количество просмотров : 752

 

А.С. Балаховская (Москва)

АГИОГРАФИЧЕСКИЙ КАНОН И ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО СТИЛЯ:
НИКИТА ПАФЛАГОНСКИЙ И ЛЕВ МУДРЫЙ

Агиографичский канон – это литературный шаблон, в согласии с которым в Византии составлялись жития святых. Он имеет свои корни в античном энкомии, форма которого была заимствована христианскими авторами и существовала почти без изменений на протяжении нескольких веков. «Житие св. Иоанна Златоуста» Никиты Пафлагонского и «Похвальное слово» Иоанну Златоусту императора Льва VI Мудрого написаны в согласии с литературными нормами энкомия. Несмотря на использование единой литературной нормы и на общность содержания, эти произведения характеризуются индивидуальным авторским стилем. Для «Жития» Никиты Пафлагонского характерно использование пространных риторических периодов, развернутых дидактических комментариев, философской лексики, заимствованной у Дионосия Ареопагита. «Похвальное слово» написано лапидарным стилем, в числе стилистических приемов – использование, риторических вопросов, повествования в времени, эллиптических конструкций и др.

Балаховская Александра Сергеевна, доктор филологических наук, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН


Л.Р. Франгулян (Москва)

АВТОРСКОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЖАНРОВЫХ ТОПОСОВ В КОПТСКОМ
«МУЧЕНИЧЕСТВЕ ИОАННА ФАНИДЖОЙТСКОГО» (XIII В.)

Агиографические произведения, написанные в Средние века, не привлекают большого внимания современной читающей публики, что в первую очередь связано с тем, что они были написаны в эпоху, когда преобладал традиционалистский тип художественного сознания. В древней литературе египтян-христиан излюбленным агиографическим жанром было мученичество. Здесь засвидетельствованы и акты, и тексты разной степени шаблонности. Самое последнее мученичество было написано в начале XIII в. в честь Иоанна Фаниджойтского. В нем, с одной стороны, автор следовал мученическому канону, с другой, топосы этого жанра были преломлены автором сквозь призму реальности. Например, в «Мученичестве» присутствует мотив переписки, но он нашел отражение в дословной передаче одного из писем от Иоанна к правителю, ответы на которые так и не были получены. В коптских же мученичествах VII–VIII вв. распространенным топосом была переписка между правителями. Таким образом, анализируемый текст ― образец искусного использования топосов автором, который выступал и как агиограф, и как историк, и как очевидец.

Франгулян Лилия Рубеновна, кандидат филологических наук, Институт Востоковедения РАН

 

(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку