18-04-2024
[ архив новостей ]

Пленарное заседание № 3

  • Автор : А.Ф. Кофман, М.В. Первушин, В.В. Сурков
  • Количество просмотров : 426


А.Ф. Кофман (г. Москва)


Латиноамериканистика в ИМЛИ


Ключевые слова: латиноамериканистика, ИМЛИ, В.Н. Кутейщикова, И.А. Тертерян,  В.Б. Земсков, история литератур Латинской Америки.


До середины 50-х годов ХХ в. латиноамериканистики в качестве самостоятельной отрасли филологической науки в российском литературоведении не существовало, поскольку не имелось внятных представлений о латиноамериканской литературе. Российская латиноамериканистика зародилась в ИМЛИ в 1956 г., когда тогдашний директор Института с неудовольствием обнаружил, что в его институте есть специалисты по самым малым и экзотическим литературам, и нет ни одного специалиста по литературам Латинской Америки, тогда как последняя включает в себя больше двадцати стран, каждая со своей литературной традицией. Тогда он пригласил работать в институт двух человек заниматься Латинской Америкой: В.Н. Кутейщикову отвечать за Испанскую Америку, и И.А. Тертерян изучать литературу Бразилии. Он, можно сказать, проявил ясновидческий дар: пройдет три года, грянет Кубинская революция, и взоры Страны Советов будут прикованы к «пылающему континенту»; пройдет еще десяток лет и грянет «бум» «нового» латиноамериканского романа, и уже взоры всего мира будут прикованы к латиноамериканской литературе.

Научные основания российская латиноамериканистика обрела в 1964 г., когда вышла монография Кутейщиковой «Роман Латинской Америки в ХХ веке». Эту книгу можно считать первым филологическим исследованием, где дается широкий взгляд на латиноамериканскую литературу и поднимается вопрос о ее типологическом своеобразии. Кутейщикова подняла проблему европейских влияний и определила механизм усвоения заимствований как их преобразование в новое художественное качество; выделила в качестве главной характеристики латиноамериканской литературы теллуризм; отметила исключительную роли природы, которая во многих случаях определяет весь художественный строй произведения; увидела и такую особенность образа природы, как его невместимость в европейские мерки; не ускользнула от ее внимания еще одна важная особенность латиноамериканского романа – ощутимая в нем «языческая мифологическая струя». Так открыта еще одна тропа в будущее – к размышлениям и дискуссиям по поводу латиноамериканского «магического реализма» Кутейщикова с удивительной прозорливостью наметила программу латиноамериканистских штудий на полвека вперед.

На следующий год ее книгу дополнила монография «Бразильский роман ХХ века» (М., 1965) блистательной Тертерян. В 1974 г., на работу в ИМЛИ был принят В.Б. Земсков, человек неукротимой энергии и широких интересов. Он прежде всего был теоретиком, культурологом, выстраивая теорию цивилизационной особости Латинской Америки. Так в ИМЛИ возникло содружество людей, которое вскоре стало центром распространения идей и притяжения молодых сил. 

И все же изумляет отчаянная смелость их решения, принятого в конце 70-х гг., писать многотомную историю литератур Латинской Америки. Этот монументальный труд, не имеющий аналогов в зарубежной науке, усилиями В.Б. Земскова был доведен до конца (первый том – 1985, пятый – 2005). С начала 1980-х гг. и до конца своей жизни В.Б. Земсков играл ключевую роль в латиноамериканистской филологии. Именно он выпестовал научную школу латиноамериканистов ИМЛИ, которая стала центром иррадиации идей и притяжения специалистов из других городов и стран.


Кофман Андрей Федорович, д.ф.н., зам. директора ИМЛИ РАН, зав. Отделом литератур Европы и Америки Новейшего времени ИМЛИ РАН.

 

М.В. Первушин (г. Москва)


Отдел древнеславянских литератур: anno Domini


            Ключевые слова: древнерусская литература, ИМЛИ РАН, А.С. Демин, В.Д. Кузьмина, М.Ю. Люстров, А.Н. Робинсон, медиевистика.


В сентябре 1939 года создается Секция древнерусской литературы и литературы XVIII века, просуществовавшая до 1947 года. Это была первая веха истории древнеславянского отдела. Инициатором ее создания и первым руководителем этой секции был доктор филологических наук, профессор, а с 1945 года академик Н.К. Гудзий (1887–1965) — российско-советский литературовед, медиевист. Он был автором и составителем первого советского учебника и хрестоматии по древнерусской литературе. Он был учеником знаменитого слависта В.Н. Перетца. Первым трудом секции древнерусской литературы стала книга «Старинная русская повесть» (1941). В 1947 году, после оставления Н.К. Гудзием руководства секцией древнерусской литературы, она была включена в отдел русской литературы. 

Долгих восемь лет продолжалось это совместное существование двух литератур. В 1955 году внутри отдела русской литературы выделяется особая Группа по изучению древнерусской литературы. Возглавила эту группу доктор филологических наук В.Д. Кузьмина (1908–1968), ученица академика М.Н. Сперанского и Н.К. Гудзия. Группа древников получила всего три штатные единицы, однако В.Д. Кузьмина сумела объединить на ее основе всех московских исследователей разных областей древнерусской культуры. 

После безвременной кончины В.Д. Кузьминой группу древнерусской литературы возглавил в 1969 году доктор филологических наук, профессор А.Н. Робинсон (1917–1993), он же стал и первым заведующим Сектора древнерусской литературы, преобразованного из этой группы в 1986 году. Его учителем был академик Н.К. Гудзий. Научные интересы А.Н. Робинсона были широки: от политологии и типологии до текстологии и поэтики. Отвечая потребностям своего времени, ученые группы выпустили множество тематических сборников, среди которых, например, «Русская старопечатная литература» (1978–1982) и др.

В 1988 году литературоведов-медиевистов ИМЛИ возглавил доктор филологических наук, профессор А.С. Демин (род. 27.02.1935). Руководителем его кандидатской диссертации был В.И. Малышев, основатель и первый руководитель Древлехранилища Пушкинского дома в Ленинграде. Сразу после скоропостижной кончины В.Д. Кузьминой в 1969 году, Анатолий Сергеевич по рекомендации Д.С. Лихачева переезжает в Москву и становится научным сотрудником ИМЛИ. За два года до своего назначения заведующим сектором, т.е. в 1986 году, он организовал постоянно действующий семинар исследователей Древней Руси, преобразованный в 1991 году в Общество исследователей Древней Руси. Это общество объединило около 300 русистов-медиевистов разных специальностей. В 1992 году сектор древнерусской литературы по мере расширения тематики и проблематики исследований был преобразован в Отдел древнеславянских литератур

В 2017 году заведующим отделом становится доктор филологических наук, профессор РАН М.Ю. Люстров (род. 01.01.1970). Сегодня перед отделом древнеславянских литератур ИМЛИ РАН стоит задача поиска новой и актуальной проблематики, которая отличала бы его работу от труда прочих объединений медиевистов. В целом же, начиная с 1955 года специалистами по древнерусской литературе ИМЛИ РАН было подготовлено и опубликовано более сотни коллективных трудов, не считая монографий. 


Первушин Михаил Викторович, к.ф.н., старший научный сотрудник Отдела древнеславянских литератур ИМЛИ РАН

 

В.В. Сурков (г. Москва)


Культура романтизма глазами ученых ИМЛИ РАН


Ключевые слова: романтизм, культура романтизма, литература романтизма, ученые ИМЛИ.


Изучение культуры романтизма в ИМЛИ осуществлялось комплексно и последовательно. В  2001 г. была основана серия трудов под наименованием «Культура романтизма», которая издавалась вплоть до 2014 г. Серия насчитывает семь книг, охватывающих разные аспекты культуры романтического периода: «Темница и свобода в художественном мире романтизма», «Гёте и его современники», «Романтизм: Вечное странствие», «“По небесной радуге за пределы мира”: К 200-летнему юбилею Х.К. Андерсена», «Жизнь и смерть в литературе романтизма: оппозиция или единство» и две монографии: «Фет – Индия – Шопенгауэр» Н.А. Вишневской и «Итальянский романтизм в его основных концептах» Е.Ю. Сапрыкиной. Не входящими в серию, но тематически сходными с ней являются работы А.Е. Махова, объединенные в монографии «Реальность романтизма».

Романтизм как явление, согласно сложившейся в ИМЛИ традиции, рассматривается как культурная эпоха, пути развития и специфические черты которой в каждой национальной культуре различались. Период конца XVIII – начала XIX вв. воспринимается исследователями как «начало культуры новейшего периода, пришедшей на смену риторической культуре и сохранившей романтическое “эхо” в произведениях постромантического времени» [1, с. 14]. Центральным предметом романтической культуры предстаёт человеческая индивидуальность, находящаяся в сложных взаимоотношениях с окружающим миром, которые обозначаются через призму философских концептов, притом многие из них представляют собой оппозиции: «свобода/неволя», «жизнь/смерть», «общее/индивидуальное», «своё/чужое». Особенностью романтизма как явления становится не однозначная антитетичность, а взаимодействие, пересечение элементов внутри данных философских пар, что связано с дуализмом человеческого сознания. Такое восприятие индивидуального «я» и его отношений с миром сохраняется и развивается в постромантический период, границы которого однозначно не определены.

Восприятие романтизма как начала новой культурной эпохи обеспечивает перспективу дальнейших исследований, посвящённых влиянию романтических идей и форм на дальнейшее развитие культуры, – возможность проследить «отзвуки» романтизма как в литературе XX в., так и в современной литературе.


Список литературы:


1. Жизнь и смерть в литературе романтизма: Оппозиция или единство? / [отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина]; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького РАН. М.: 2010.

2. Махов А.Е. Реальность романтизма: очерки духовного быта Европы на рубеже XVIII–XIX веков. Тула: Аквариус, 2017.

3. Темница и свобода в художественном мире романтизма / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; Отв. редакторы: Н.А. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина. М.: ИМЛИ РАН, 2002.


Сурков Владислав Витальевич, аспирант, младший научный сотрудник Отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения ИМЛИ РАН



(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку