Шубникова-Гусева Н.И.
О научно-практической конференции
«Проблемы цикла и циклизации в русской литературе и искусстве первой трети 1920-х годов»
30 мая 2023 года в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук состоялась Научно-практическая конференция «Проблемы цикла и циклизации в русской литературе и искусстве первой трети 1920-х годов», проведенная при поддержке гранта Российского научного фонда № 23-28-01173 «Рукописное наследие С.А. Есенина: Проблемы изучения» (руководитель и организатор — д. ф. н., гл. н. с. Гусева (Шубникова-Гусева) Н.И., модератор — к. ф. н., с. н. с. Николаева А.А.).
Целью конференции было обсуждение сложных и дискуссионных проблем цикла и циклизации в творчестве С.А. Есенина. Актуальность обсуждения малоизученных вопросов циклизации, необходимость обмена научным опытом обнаружилась на заседаниях научно-практического семинара «Поэзия С.А.Есенина: Текстология и поэтика», регулярно проводимого исполнителями гранта в 2023 году. Заслушано 10 докладов. Среди докладчиков — ведущие и молодые ученые, специалисты по изучению творчества С.А. Есенина, В.В. Маяковского и А.Н. Толстого: д. ф. н., гл. н. с. В.Н. Терехина, с. н. с. А.П. Зименков, к. ф. н., с. н. с. Н.В. Михаленко, к. ф. н., с. н. с. Г.Н. Воронцова, д. ф. н., с. н. с. Е.А. Самоделова, к. ф. н., с., н. с. М.В. Скороходов, к. ф. н., с. н. с. С.А. Серегина, а также Н.И. Гусева, А.А. Николаева, н. с. Е.С. Апалькова, выполнившие исследования в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01173.
В докладах затрагивались вопросы теории цикла и циклизации и разные точки зрения на дискуссионные проблемы, вопросы терминологии, понимание цикла и серии (в изобразительном искусстве), специфика цикла разных авторов и разных жанров и др. Среди учтенных рукописей недавно вошедшие в научный оборот и опубликованные (полностью или в извлечениях) и даже вошедшие в собрание сочинений поэта, но малоизученные рукописные книги «Больные думы» (1911–1912), «Зарянка: Стихи для детей» (1916), ранние стихи Есенина из тетрадей Г.А. Панфилова, лирико-философский цикл «Сестре Шуре» (1925), цикл «Стихи о которой» и др.
На обсуждение участников конференции были представлены материалы о составе цикла «Москва кабацкая» (1924), имеющего сложную творческую историю (Н.И. Гусева) и вопрос о «Форме» (<1924>), как экспериментальном мини-цикле или поэтическом комплексе, состоящем из 2 или 3 или более частей (ПСС, 4, с. 190–193) (Е.А.Самоделова).
Наиболее активную дискуссию вызвали вопросы о разных уровнях циклизации и о том, что считать циклом (авторский цикл, книга, раздел, подборка и др.), какие произведения сам Есенина считал циклом и каким поэтическим циклам будут посвящены отдельные статьи в «Есенинской энциклопедии». Мнению ученых, разделяющих определение цикла как «сверхжанрового единства» (М.Н. Дарвин), которому присуща идейно-художественная целостность, была противопоставлена другая точка зрения: «Слово “цикл” не встречается в лексиконе Есенина по отношению к собственным произведениям. Цикл — это наджанровое понятие, отнюдь не жанровое определение, которое находится в более узких рамках филологической терминологии». Такой подход ставит под сомнение даже авторское и общепринятое в истории русской литературы определение цикла «Персидские мотивы» (1925) и одновременно свидетельствует об актуальности и недостаточной изученности обсуждаемых проблем.
Гусева (Шубникова-Гусева) Наталья Игорьевна, ИМЛИ РАН, д.ф.н., гл.н.с.
E-mail: shubnikova-gus@mail.ru