Терехина В.Н.
Цикл и серия: Из опыта работы над Полным собранием произведений В.В. Маяковского
В изучении наследия поэтов ХХ века проблема возросшего значения циклов и циклизации становится актуальной, хотя и дискуссионной. Разнообразие форм и структурной организации циклов, индивидуальный, авторский подход к их выделению осложняют работу текстолога. Тем труднее найти удовлетворительное во всех смыслах решение, что при подготовке Полного собрания произведений В.В. Маяковского в 20 томах мы рассматриваем не только стихотворные произведения, но и книжно-плакатное творчество. Новое собрание впервые по-настоящему полно отражает весь спектр творческой деятельности Маяковского как поэта, прозаика и критика, драматурга и сценариста, художника, автора плакатов и рекламы. Издание состоит из двух частей: литературные произведения и книжно-плакатное, агитационное творчество Маяковского (потому оно и называется – собрание произведений).
При текстологическом описании разных жанров и видов произведений Маяковского по традиции используются определения «цикл» и «серия». В литературоведении общеупотребительные понятия цикл (природные циклы) и серия (серия открыток) имеют свой специфический смысл, наполняются конкретным содержанием, но не становятся в строгом смысле термином. Это сверхжанровые определения некоторой общности текстов разной степени соединенности и повторяемости, воспроизводимости. При этом «серия» относится в основном к изобразительному искусству или к смешанным видам творчества, где присутствует рисунок и текст как серийные структурно-повествовательные модели.
Например, в поэзии Маяковского есть ясно выраженный цикл «Стихи об Америке». Он был сложен автором, издан отдельной книгой, составил раздел в прижизненном собрании сочинений. Но есть так же устойчивая серия рисунков (карикатур) Маяковского и сопровождающих их стихотворных памфлетов. Они последовательно печатались в газете и вышли книгой «Маяковская галерея».
Существуют серии агитлубков, объединенных в брошюры, или серии плакатов по технике безопасности. Получила известность серия торговой рекламы («Нигде кроме, как в Моссельпроме», «Резинотрест», ГУМ и др.) с маркой «Реклам-конструктор Маяковский–Родченко», удостоенная серебряной медали и диплома на Международной выставке современных декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925) по разделу «Искусство улиц».
Можно заметить, что устойчивых циклов в поэтическом творчестве Маяковского сохранилось мало, — поэт создавал более крупные тематические единства в книгах и свое собрание сочинений формировал через тематические разделы. С другой стороны, понятие серии как более открытого, разомкнутого единства не мешало объединять агитпроизведения разных жанров и дольше сохраняло свою устойчивость.
Терехина Вера Николаевна, ИМЛИ РАН, д. ф. н., гл. н. с.
E-mail: veter_47@mail.ru