03-10-2023
[ архив новостей ]

Цикл и серия: Из опыта работы над Полным собранием произведений В.В. Маяковского

  • Автор : В.Н. Терехина
  • Количество просмотров : 77


Терехина В.Н.

 

Цикл и серия: Из опыта работы над Полным собранием произведений В.В. Маяковского

 

         В изучении наследия поэтов ХХ века проблема возросшего значения циклов и циклизации становится актуальной, хотя и дискуссионной. Разнообразие  форм и структурной организации циклов, индивидуальный, авторский подход к их выделению осложняют работу текстолога. Тем труднее найти удовлетворительное во всех смыслах решение, что при подготовке Полного собрания произведений В.В. Маяковского в 20 томах мы рассматриваем не только стихотворные произведения, но и книжно-плакатное творчество. Новое собрание впервые по-настоящему полно отражает  весь спектр творческой деятельности Маяковского как поэта, прозаика и критика, драматурга и сценариста, художника, автора плакатов и рекламы. Издание состоит из двух частей: литературные произведения и книжно-плакатное, агитационное творчество Маяковского (потому оно и называется – собрание произведений).

        При текстологическом описании разных жанров и видов произведений Маяковского по традиции используются определения «цикл» и «серия». В литературоведении общеупотребительные понятия цикл (природные циклы) и серия (серия открыток) имеют свой специфический смысл, наполняются конкретным содержанием, но не становятся в строгом смысле термином. Это сверхжанровые определения некоторой общности текстов разной степени соединенности и повторяемости, воспроизводимости. При этом «серия» относится в основном к изобразительному искусству или к смешанным видам творчества, где присутствует рисунок и текст как серийные структурно-повествовательные модели.

           Например, в поэзии Маяковского есть ясно выраженный цикл «Стихи об Америке». Он был сложен автором, издан отдельной книгой, составил раздел в прижизненном собрании сочинений.  Но есть так же устойчивая серия рисунков (карикатур) Маяковского и сопровождающих их стихотворных памфлетов. Они последовательно печатались в газете и вышли книгой «Маяковская галерея». 

            Существуют серии агитлубков, объединенных в брошюры, или серии плакатов по технике безопасности. Получила известность серия  торговой рекламы («Нигде кроме, как в Моссельпроме», «Резинотрест», ГУМ и др.) с маркой «Реклам-конструктор Маяковский–Родченко», удостоенная серебряной медали и диплома на Международной выставке современных декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925) по разделу «Искусство улиц». 

          Можно заметить, что устойчивых циклов в поэтическом творчестве Маяковского сохранилось мало, — поэт создавал более крупные тематические единства в книгах и свое собрание сочинений формировал через тематические разделы. С другой стороны, понятие серии  как более открытого, разомкнутого единства не мешало объединять агитпроизведения разных жанров и  дольше сохраняло свою устойчивость.


 

Терехина Вера Николаевна, ИМЛИ РАН, д. ф. н., гл. н. с.

E-mail: veter_47@mail.ru



(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку