Зименков А.П.
К дискуссиям о циклах В.В. Маяковского
1. Последние 30 лет циклические образования в зарубежной и отечественной поэзии и прозе изучались весьма интенсивно. В результате сформировался специальный раздел филологической науки — цикловедение, который занимается теорией и историей подобного рода художественных единств. Историками литературы активно рассматривались явления циклизации в поэзии Серебряного века, не были обойдены вниманием суждения и творческая практика В. Брюсова, А. Белого, других ярких фигур этой эпохи.
К сожалению, наследие Маяковского было мало затронуто такими исследованиями. Между тем, художественное мышление поэта являлось в высокой степени циклоориентированным.Творческую деятельность Маяковского характеризует несколько взаимосвязанных процессов.
2. Так, в своих поэмах он с самого начал уходит от привычного жесткого сюжетного каркаса, предпочитая композиции со значительной независимостью структурных частей текста, что сближает некоторые его поэмы («Облако в штанах», Флейта-позвоночник» и др.) с художественными единствами, созданными на основе принципа циклизации. Например, композиция поэмы «Хорошо» (1927) во многом повторяет композицию цикла «Стихи об Америке» (1925). В «Хорошо» последовательность глав продиктована хронологией десяти революционных лет, а в американском цикле воспроизведена история поездки в Мексику и США. Из-за высокой связанности стихотворений в «Стихах об Америке» этот цикл иногда называют поэмой-циклом.
3. Другая особенность творчества Маяковского выражалась в сериальном методе работы. Поэт увлекался какой-то стороной жизни, проблемой. Начинал их исследовать, искать способы отражения, нужные интонации, ритмы, образную систему и др. В результате в относительно короткий промежуток времени он создавал сразу несколько произведений на одну тему. И почти сразу начинал из них создавать разделы своих новых книг и томов собрания сочинений («Первое», «Кричу кирпичу», «Великолепные нелепости», «Война», «Сатирикон», «Февраль», «Октябрь», «Революция», «Голод», «Быт», «Искусство коммуны», «Запад», «О поэзии», «Первый из пяти»), а также объединять написанное в специальные сборники («Стихи революции», 1923; «Песни рабочим», 1925; «Песни крестьянам», 1925; «Слоны в комсомоле», 1929; «Без доклада не входить», 1930; «Туда и обратно», 1930).
3. Некоторые из групп текстов, тем или иным способом объединенных в единое целое и опубликованных Маяковским под общим заглавием, отличаются высокой степенью взаимодействия и взаимонеобходимости входящих в них стихотворений. Эти художественные единства, думается, можно с полным правом назвать собственно циклами («Первое», «Я», «Лицо классового врага», «Электричество – вид энергии») или книгами-циклами («Я!», 1913; «Вон самогон», 1923; «Маяковская галерея», 1923; «Ни знахарь, ни бог, ни ангелы бога, — крестьянству не подмога, 1923; «Обряды», 1923; «Париж», 1925; «Испания. Океан. Гавана, Мексика. Америка», 1926).
4. Поэтом не был реализован замысел сборника-цикла «Сам пройдись по небесам». Некоторые серии стихотворений (например, дореволюционные «гимны») по разным причинам в циклы превращены не были.
5. У Маяковского есть цикл в прозе. Это «Мое открытие Америки» (1926). По существу, циклом является серия его «Парижских очерков» (1922-1923).
6. Все стихотворные циклы поэта делятся на лирические («Я!»), лиро-эпические («Париж», «Стихи об Америке» и др.) и агитационные («Вон самогон», «Обряды» и др.). Отличительная особенность циклов Маяковского — их лиро-эпический и агитационный характер. Изучение его циклов и приемов циклизации необходимо продолжить.
Зименков Алексей Павлович, ИМЛИ РАН, с.н.с.
E-mail: zimvid@yandex.ru