03-10-2023
[ архив новостей ]

К вопросу о циклизации в творчестве Есенина: «Русь» — «Голубень» — «Библейские поэмы»

  • Автор : С.А. Серегина
  • Количество просмотров : 91



Серегина С.А.

 

К вопросу о циклизации в творчестве Есенина:

«Русь» — «Голубень» — «Библейские поэмы»

 

Для понимания творческой эволюции писателя циклизация как литературный феномен важнее и  интереснее, чем цикл. Содержание понятия «цикл» является предметом научной полемики в современном литературоведении. Эти два тезиса ставят вопрос о возможности и объеме репрезентации в готовящейся «Есенинской  энциклопедии» всех тех групп произведений С.А. Есенина, которые в Полном академическом собрании сочинений поэта названы «циклом». Примером таких циклических образований является группа их трех пронумерованных стихотворений («Руси» (<1915>),  «Сторона ль моя, сторонка…» (1914) и «Занеслися залетною пташкой…» (<1915>)), опубликованная в приложении к журналу «Нива» в 1915 г. (№ 12) под общим заглавием «Русь». Цельность этой группы раскрывается на тематическом и образно-мотивном уровне. Образ Руси поднят Есениным на высоту религиозно-философского идеала, который раскрывается в очертаниях женского образа: с этим образом  связан скрытый сквозной мотив: преданности, влюбленности и сакрального предстояния. Это глубокое художественно-философское содержание органично сочетается с поэтикой национального пейзажа. Еще один пример цикла — это подборка из четырех пронумерованных стихотворений, опубликованных в первом выпуске альманах «Скифы» под общим заголовком «Голубень»: 1. «Осень» (1914); 2. «О красном вечере задумалась дорога…» (1916); 3. «Синее небо, цветная дуга…» (<1916>); 4. «О товарищах веселых…» (1916). Целостность этой поэтической группы лишена общего лирического сюжета или какой-то яркой  идеи, но она существует в тонких созвучиях и перекличках образов и мотивов всех четырех стихотворений, а также в их тяготении к традициям пейзажной лирики, сочетающей в себе философские размышления и пейзажные зарисовки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что и «Русь», и «Голубень» могут быть названы циклами с историко-литературной точки зрения:  на момент публикации эти две группы произведений обладали признаками цикла. Однако, если следовать принципу авторской воли, то необходимо констатировать, что в том «Собрании стихотворений», которое Есенин готовил в 1925 г., поэт отказался от этих циклов, как и от некоторых других, специально выделив  только цикл «Персидские мотивы». Особый интерес представляет группа маленьких поэм Есенина, созданных им в 1917–1919 гг. («Отчарь» (1917), «Октоих» (1917), «Пришествие» (1917), «Инония» (1918) и др.) и объединенных общей темой «Россия  и революция», религиозно-философскими мотивами духовного и вселенского преображения, особым ритмическим строем и характерной экспрессивной метафорикой. Однако возможность репрезентации группы этих произведений как цикла в «Есенинской энциклопедии» представляется сомнительной: как в силу спорности ее окончательного состава, так и по причине сложности энциклопедической (т. е. безусловной) подачи содержания этой группы как цикла. 

 


Серегина Светлана Андреевна, ИМЛИ РАН, к. ф. н., с. н. с.

E-mail: serjogina@mail.ru


 

 

(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку