08-12-2021
[ архив новостей ]

Стратегии выбора жизненного пути молодых жителей г. Городец Нижегородской области (образование и профессиональная деятельность)

  • Дата создания : 24.12.2014
  • Автор : Н.А. Антропова, А.Ю. Илюхина
  • Количество просмотров : 3597
Н.А. Антропова, А.Ю. Илюхина
Стратегии выбора жизненного пути молодых жителей г. Городец Нижегородской области (образование и профессиональная деятельность)
 
Наталья Александровна Антропова, научный сотрудник
Учебно-научного центра Социальной антропологии РГГУ,
antropova0409@mail.ru
 
Анастасия Юрьевна Илюхина, магистрантка
Высшей школы урбанистики,
Izumrudnii_gorod@mail.ru
 
Ключевые слова:  молодежь малого города, профессиональные стратегии, социально-экономические условия и другие факторы, оказывающие влияние на принятие решений, гендерные различия, целевые установки.
 
Аннотация: Исследование стратегий выбора молодежью жизненного пути проходило летом 2012 года. Основной задачей исследования стало описание процесса принятия решений как ключевого элемента жизненной стратегии. Акцент был сделан на выборе образовательно-профессионального пути. В статье описаны пять различных стратегий молодежи г. Городец Нижегородской области и социальные институты, которые оказывают влияние на этот выбор.
The research took place in summer 2012. The main objective of the study was the description of the decision-making process as a key element of life strategy. The emphasis was on a choice of education and a profession. This article describes five different life strategies of young people of Gorodets town (Nizhny Novgorod region) and the social institutions that have an impact on that choice.
 
К постановке проблемы
Летом 2012 года проходило исследование стратегий выбора жизненного пути представителями молодого поколения. Основной задачей исследования явилось описание процесса принятия решений как ключевого элемента жизненной стратегии. Именно из совокупности конкретных действий складывается жизненный путь. Важно выявить, какие факторы влияют на принятие решений, каково соотношение этих факторов с идеальными ценностными установками и планами относительно собственного будущего.
Изучение стратегий выбора жизненного пути является одним из важных направлений исследований современной гуманитарной науки. Интерес к изучению жизненных стратегий людей появился уже в начале XX века. В последнее время количество публикаций, связанных с этой проблематикой, только увеличивается, что сопряжено с социальными трансформациями общества или кризисными ситуациями. Однако взгляды на проблему могут значительно варьировать — в зависимости от того, в какой области работают исследователи.
Так, например, в психологии понятие «стратегии жизни» рассматривается в рамках общей теории личности. О.С. Васильева и Е.А. Демченко, авторы работы «Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека», указывают, что «жизненная стратегия – это искусство ведения собственной жизни, главной целью которого является поиск и осуществление своего уникального смысла» (Васильева, Демченко 2010). Главными характеристиками жизненной стратегии, согласно указанной работе, являются «уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека», а эффективность стратегии человека оценивается по показателям психического здоровья и удовлетворенности жизнью.
Н. Федотова, кандидат социологических наук, в статье «Жизненные стратегии молодежи» делает акцент на индивидуальных стратегиях как части групповой стратегии, так как «в молодежной среде групповая идентификация преобладает над индивидуально-личностной». Рассматривая в первую очередь поведение молодого человека на рынке труда, Н. Федотова выделяет  два основных типа стратегий – пассивный и активный. «Молодежь, использующая активные стратегии поведения, находится в стадии конструктивно-инновационного поиска, приверженцы пассивных стратегий – в стадии социального ожидания» (Федотова 2010).
М.М. Акулич и В.В. Пить, исследуя стратегии у молодых людей в Ханты-Мансийском автономном округе (см. работу «Жизненные стратегии современной молодежи» 2011) выделяют иные типы жизненных стратегий. «На основе проведенного социологического исследования … можно выделить следующие основные жизненные стратегии молодежи: стратегия жизненного благополучия, стратегия жизненного успеха, семейной самореализации. Эти стратегии подтверждаются следующими результатами опроса: основными целями респондентов в ближайшие 10-20 лет являются материальное обеспечение (61,4%), профессиональный успех (52,0%), создание семьи (45,9%)».
Более узкий взгляд предложен в работе А.А. Волокитиной, исследовавшей профессиональные предпочтения молодежи. В диссертационном исследовании «Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора» (на соискание степени кандидата социологических наук) автор рассматривает диалектическую связь профессионального выбора и жизненных стратегий, механизмы взаимной детерминации жизненных стратегий молодежи и типов профессионального выбора. Особое внимание автор уделяет спонтанному, нелинейному, краткосрочному и динамичному характеру процесса формирования и реализации жизненных стратегий молодежи. Обоснование этих характеристик автор видит в нестабильности и постоянных трансформациях общих социальных процессов.
Кроме того, автор разрабатывает собственную типологию жизненных стратегий молодежи в зависимости от традиционных и современных установок (традиционные/современные, терминальные/инструментальные); типов социальной субъектности (активная/пассивная), условий жизнедеятельности (наличие/отсутствие выбора, материальная обеспеченность /необеспеченность; условиями определенности/неопределенности); возможностей свободного выбора; стихийных или сознательных способов регуляции профессионального выбора (Волокитина 2011).
Не только российские исследователи уделяют пристальное внимание процессам вхождения во взрослую жизнь молодых людей. Не менее широко эта проблема освещается в трудах зарубежных исследователей.
Х.-П. Блоссфельд и И.Хъюник в статье «Исследование жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы» сделали обзор современных работ, подготовленных немецкими учеными. Этот обзор призван проиллюстрировать основной тезис статьи о том, что «исследователь должен исходить из относительно устойчивой и продолжительной значимости социального неравенства и социально-структурной дифференциации для возможностей жизнеустройства отдельных индивидов» (Блоссфельд, Хъюник 2006). Заметим, что здесь проявляются принципиальные отличия зарубежных и российских подходов – если для немецких ученых основным является посыл об устойчивости социального неравенства, то российские ученые имеют дело с процессами, протекающими в условиях постоянных трансформаций социальных структур и отношений.
 
Задачи, методы и объекты исследования
Наше исследование проходило в городе Городец Нижегородской области, и именно с общей характристики этого города мы считаем необходимым начать изложение результатов исследования. Как писала А.А. Волокитина, «само понятие выбора «подразумевает наличие некоторого числа альтернатив, возможных для реализации» (Волокитина 2011). Описав географо-экономическое положение и уровень социального благополучия того населенного пункта, в котором проходило исследование, можно примерно наметить варианты профессиональной самореализации, которые доступны жителям именно этого города. Предполагается, что сравнительный анализ стратегий жителей разных городов позволит выявить интересные факты и станет основой для дальнейшего научного поиска.
Прежде всего, мы ставили перед собой задачу изучения того, как происходит выбор места учебы и получение первого трудового опыта. Однако в процессе исследования стало ясно, что первый трудовой опыт жители малого города получают задолго до окончания школы. Поэтому задача была трансформирована. Необходимо было выяснить, где наши информанты работали после окончания учебы в школе, как эти трудовые места связаны с их образованием и каким образом происходило трудоустройство. Акцент именно на образовательно-профессиональном пути, обусловлен с одной стороны тем, что обеспечение материального благополучия (иногда простое самообеспечение на уровне выживания) становится приоритетной целью у значительной части молодого поколения в современных условиях. «Переход в стадию взрослости характеризуется прежде всего стремлением достичь важных целей развития («статусных переходов») для обеспечения материальных условий жизни в будущем. Соответственно, при планировании этого «статусного пассажа» первостепенное значение отводится требованиям успешного профессионального образования и вступления в трудовую жизнь. Аспекты построения частной жизни, такие как вступление в брак, внебрачное сожительство или переход в стадию родительства (рождение первого ребенка) пока, по-видимому, отходят на второй план» (Фетодова 2010). Вместе с тем, профессиональное самоопределение характеризуется значительной степенью формализации и зависимостью от социальных условий. Под формализацией мы пониманием наличие дипломов, сертификатов и иных удостоверяющих документов. Таким образом, легко можно было отделить намерения от реальных достижений. В исследовании мы старались учитывать лишь состоявшиеся факты и отсекали планы, желания и мечты наших собеседников, не подкрепленные реальными действиями. Зависимость от социальных условий является также очень важной характеристикой профессионального выбора.
Для проведения исследования был выбран подход, в рамках которого сбор материалов предварял выработку теоретического обоснования исследования. Собранные материалы продемонстрировали, что первичная установка на изучение стратегий как «долгосрочного, качественно определенного направления развития», «сознательного контролирования и планирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования будущего» (Блоссфельд, Хьюник 2006) была бы ошибочной. Как показали результаты, у многих людей процесс принятия решения происходит одновременно с формированием ценностных установок и целей. Последовательность, в которой конструирование представлений о жизни предваряет этап конкретных действий, направленных на достижение поставленных целей и задач, часто бывает нарушена. Лишь сделав какой-то конкретный шаг, люди задумываются о его значении и последствиях. В особенности это типично для молодежи. Однако эта «ошибка» может являться источником новых идей и решений.
Основным методом исследования являлось глубинное интервью. Общее количество опрошенных жителей одного малого города составило 50 человек. Социальное положение, уровень дохода, образование информантов заметно отличались. Собеседники являлись наемными работниками и представителями предпринимательского слоя, государственными служащими и рабочими, с полным средним и средним профессиональным образованием, а также с вышим образованием. Среди них были люди, принадлежащие к среднему классу и малообеспеченные, семейные с детьми и пока не обремененные узами брака и бездетные. Возраст информантов колебался от 18 до 40 лет. Причем 40-летние собеседники давали информацию не только о собственной жизненной стратегии, но и о стратегиях своих детей, в случае если те достигли совершеннолетнего возраста.
Кроме того, важным источником информации являлись экспертные интервью с представителями городской и районной администрации, руководителями образовательных учреждений.
 
О городе Городец
Город Городец Нижегородской области расположен в 60 км от Нижнего Новгорода вверх по течению реки Волги. Год его основания — 1152, когда на высоком берегу реки было заложено первое сооружение будущего города. В XIV веке город был полностью разграблен  и сожжен Едигеем ; и  долгое время именовался «Пустой Городец». Возрождение города началось в XVII веке в связи с расселением по берегам реки Керженец старообрядцев разных толков. Городец становится духовной столицей старообрядческих жителей этого большого края. Постепенно город становится крупным купеческим центром. Развиваются народные промыслы, на долгие годы прославившие город – городецкая роспись, глухая резьба, золотная вышивка и др.
Сегодня историческое наследие стало основой для важнейшего направления в развитии города –музейно-туристического. В городе работают семь музеев и шесть гостиничных комплексов, остро нуждающихся в квалифицированном обслуживающем персонале.
Другое стратегическое направление развития города связано с восстановлением, сохранением и расширением промышленного потенциала города и района. В районе функционируют несколько крупных заводов – Завод гусеничных тягачей, Заволжский моторный завод, Судоремонтный и судостроительный завод, построенные еще в советское время. А также ряд зарубежных предприятий, открытых в последнее десятилетие представителями японского, итальянского, немецкого бизнеса. Все они являются достаточно стабильными поставщиками рабочих мест. Традиционно востребованными в России остаются трудовые места, относящиеся к сфере социального обеспечения населения. Несмотря на невысокие зарплаты, трудоустройство в школах, больницах, в службе социальной помощи престарелым людям и других местах обеспечивает стабильный, хоть и небольшой доход, а также социальные гарантии. То же самое можно сказать и о трудоустройстве в качестве чиновника в многочисленных государственных службах. Наконец важной спецификой Городца является большой вес в общей структуре экономики предприятий малого бизнеса. По данным официальной статистики, более 25% трудоспособного населения города Городец занято в секторе частного предпринимательства. У жителей города наблюдается ярко выраженная склонность к открытию собственного дела.
Общий уровень благосостояния населения достаточно высок для того, чтобы обеспечивать стабильную занятость таким специалистам как плотники, резчики, отделочники. В городе идет постоянное обновление частного жилого фонда. Строятся и новые муниципальные дома.  
Кроме того, близость крупного регионального центра, города Нижний Новгород, предоставляет возможность получения высшего образования практически любого профиля без разрыва контактов с родным городом. Выбор места обучения в пользу Нижнего Новгорода отнюдь не означает, что молодой человек, уехавший туда, никогда уже не вернется в Городец. Многие возвращаются, получив высшее образование. Кроме того, не так уж редки случаи, когда молодые люди, считающие Нижний Новгород родным городом, уезжают жить и трудиться в Городец.
Важно также отметить, что вся Нижегородская область является крупным промышленным районом РФ, здесь расположено большое количество химических, машиностроительных и иных предприятий. Здесь же располагается центр ядерной промышленности – город Саров.
Таким образом, Городец на современном уровне экономического развития предоставляет молодым людям большое количество вариантов трудоустройства. В городе востребованы мастера-резчики, строители, фотографы, художники, рабочие завода, официанты, повара, экскурсоводы, электрики, продавцы, программисты и другие специалисты. Однако вероятность трудоустройства минимальна для ученых и представителей иных высокоинтеллектуальных сфер деятельности. Все новые предприятия, в том числе в сфере индивидуального предпринимательства, характеризуются отсутствием инновационности в видах деятельности.
Как же живет в этом городе молодежь?
 
Молодежь в структуре населения города
По данным Информационно-аналитического отчета о реализации молодежной политики в муниципальном районе (городском округе) за 2011 год (Отчет 2011), в Городецком муниципальном районе проживает 91, 5 тыс. человек. Приводимые ниже статистические сведения характеризуют весь район в целом. Необходимо помнить, что численность жителей г. Городец составляет 30 тыс. человек (или примерно 1/3 от общей численности населения района).
Количество молодежи, проживающей в муниципальном образовании – 20 тыс. человек (или 22 % от всего населения). В учреждениях среднего и высшего профессионального образования обучаются 4150 человек.
Количество безработной молодежи, зарегистрированной на бирже труда на конец 2011 года – 128 человек. Безработная молодёжь в общем числе безработных муниципального района составляет 21,5 %. Средняя продолжительность молодежной безработицы – 2,5 месяца. Количество незанятой молодежи после окончания общеобразовательных учреждений – 30 человек на 1 сентября 2011 года, 12 человек на 1 января 2012 года.
Количество молодежи, работающей на предприятиях и учреждениях района/города  — 12580 человек. Доля от общего числа молодежи, приступившей к работе по специальности после окончания образовательных учреждений профессионального образования – 80%.
Количество молодых людей, зарегистрированных в качестве учредителей коммерческих предприятий  – 7 человек. Молодые люди, создавшие фермерские хозяйства (или задействованные в деятельности таких хозяйств) в упомянутом выше отчете не значатся.
 
Распределение занятости молодежи по сферам производства
Сферы производства
Количество человек
Доля по отношению к общему количеству работающей молодежи (%)
Материальное производство
(промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, включая ремонт, транспорт, автосервис)
5020
40
Духовное производство и обслуживание
(культура, искусство, связь, наука, образование, литература, информация, включая СМИ)
3560
29
Социальное обслуживание
(здравоохранение, физическая культура, экология, нотариат, юриспруденция, правоохранительная деятельность, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, соцобеспечение и страхование)
2100
17
Распределение и обмен
(финансово-банковская, посредническая деятельность и оказание услуг, включая охрану, торговлю, трудоустройство, материально-техническое снабжение и сбыт)
1560
12
Управление
(госаппарат, хозяйственное управление)
250
2
Общественные и политические организации
(технический аппарат, избирательные штабы, группы обслуживания и информационной поддержки)
90
0,7
  Иное (перечислить)
-
 
 
Стратегии профессионального выбора
Проведение глубинных интервью помогло увидеть комплексную картину мотивов и факторов, повлиявших на решения респондентов поступить соответствующим образом в той или иной ситуации. Полученные нами данные позволили выделить и условно поименовать пять видов стратегий: «не ориентированная на получение образования», «непотическая», «династийная», «ориентированная на получение образования» и «ситуационная». Однако, тщательно проанализировав все интервью, мы пришли к выводу, что люди достаточно редко используют только одну стратегию жизнеустройства. Более вероятна ситуация смешения двух- трех стратегий.
Наиболее часто в чистом виде встречается стратегия под условным названием «не ориентированная на получение образования». Суть данной стратегии заключается в выборе самого легкого из возможных вариантов в каждый ключевой момент жизни. Она характерна для людей, не имеющих перспективных социальных связей или ярко выраженного тяготения к той или иной профессии.
Такую стратегию часто демонстрируют молодые люди, отслужившие в армии. Не всегда имея полное среднее образование, оказавшись в ситуации самообеспечения, молодые люди выбирают наиболее очевидный и легкий для трудоустройства путь. Одним из простых вариантов является служба в рядах МВД. И молодые участковые, и их старшие опытные руководители, в ходе интервью рассказывали одну и ту же историю.    «После школы пошел в армию. Из армии пришел – начал думать что делать, а потом пошел в полицию, тем более, что у меня там друг работает» (П. 23 года, ПМА 2012). Среди опрошенных нами полицейских (а их было 10 молодых участковых) только один молодой человек реализовывал иную стратегию. Некоторые сотрудники полиции  получают профессиональное образование уже после того как устроились на работу в полицию и прослужили там некоторые время — в расчете увеличить заработную плату или продвинуться вперед по карьерной лестнице.
Однако в условиях  динамично развивающегося города, в котором с каждым годом увеличивается количество рабочих мест в сфере услуг, молодой человек без образования, над которым не висит угроза призыва в армию, может найти достаточно много мест для трудоустройства. Так, например Николай (23 года) после армии пошел работать в ночной клуб официантом, затем попробовал устроиться в Нижнем Новгороде, но не хватало денег, поэтому вернулся обратно. Устроился работать продавцом в салон сотовой связи, где работает до сих пор и всем доволен (ПМА 2012).
Такая стратегия реализуется и среди женщин. Разница заключается в том, что вместо армии девушки идут учиться в самое непрестижное учебное заведение города – педагогический колледж. Многие девушки после окончания колледжа также трудоустраиваются на работу в полицию, либо выбирают роль домохозяйки. Марина (27 лет) говорит: «После школы училась в педколледже. Ну, просто надо было куда-то идти. В 19 лет я вышла замуж, родила ребенка. После декрета поработала в магазине, потом снова родила. Карьера меня не интересует, у меня муж работает, а я ему помогаю, как могу. Меня в принципе все устраивает».
Следующая стратегия, которую некоторые люди не меняют на протяжении всей жизни – «непотическая». Эта стратегия так же, как и «не ориентированная на получение образования» не предполагает приложения  самостоятельных и последовательных усилий ни для выработки, ни для реализации планов жизнеустройства или достижения успеха. Эти усилия, сознательно или нет, делают родные и близкие. Мы выделили три вида данной стратегии, которые отличаются степенью участия родственников в жизнеустройстве респондентов.
Первый — это, опять-таки условно говоря, «выбор под давлением», когда родители или другие близкие родственники активно вмешиваются в жизнь юного, а порой и взрослого, человека, навязывая свои установки. Человек вынужденно или добровольно предоставляет родителям решать за него его судьбу. А они оправдывают свои действия желанием помочь сыну (дочери) или стремлением предотвратить грозящие ей (ему) беды и неудачи: «мне лучше знать, что ему надо», «у меня там нет связей, а здесь есть». Яркий пример — Александр (20 лет), который с детства очень интересовался химией, мечтал учиться в химико-технологическом ВУЗе. Но мать его переубедила и отправила учиться «на экономиста». Он по-прежнему мечтает о химии и абсолютно равнодушен к получаемой специальности (ПМА 2012).
«Опора на помощь». Этот вид «непотической» стратегии отличается принципиально диаметральной позицией родственников, которые оставляют свободу выбора индивиду и всячески способствуют реализации его планов. Со стороны людей, не включенных в эту стратегию, это выглядит так: «устроится никуда не возможно, везде берут только своих». Со стороны ее участников, рассмотреть ее можно на примере Елены, (30 лет). Она поступила в педагогический колледж, чтобы получить специальность преподавателя начальных классов. Ее трудовая деятельность формировалась с помощью родственников и знакомых, причем работала она всякий раз не по специальности. Сначала старшая сестра устроила Елену машинисткой в городской суд, затем  в государственном учреждении, располагающемся  ближе к дому, открылась вакансия секретаря мирового судьи, ее Елена заняла также по протекции старшей сестры. После выхода из отпуска по уходу за ребенком эта же сестра — мировой судья и бывший начальник — помогла Елене устроиться на работу в Комитет по управлению муниципальным имуществом. Потом она сменила еще несколько мест работы, также при поддержке знакомых и друзей, оказавшись в итоге мастером по маникюру.
«Следование примеру». Эта форма «непотической» стратегии заключается в воспроизведении индивидом жизненной стратегии кого-то из старших родственников. Иллюстрацией могут быть семьи потомственных актеров, врачей, работников завода и других профессий. Индивид сознательно принимает стратегию кого-то из родственников как нечто само собой разумеющееся. Если вспомнить афоризм У. Шекспира – «вся наша жизнь – игра», то, в этом варианте стратегии, правила уже придуманы. Респондентка Елизавета (19 лет) по примеру старшей сестры уехала получать высшее образование в Санкт-Петербург, поступила в тот же ВУЗ, хотя призналась, что этот город ей не очень нравится (ПМА 2012).
«Ориентированная на получение образования» стратегия отличается высоким уровнем ответственности за принятые решения, так как именно от них зависит дальнейшее жизнеустройство. Суть этой стратегии заключается в целенаправленном выборе места обучения, в соответствии с личными интересами, предполагающем дальнейшее самостоятельное трудоустройство по специальности. Эту стратегию чаще воспроизводят амбициозные молодые люди, рассчитывающие исключительно на собственные силы. Один из примеров – Сергей (30 лет). Всей душой болеет за российский спорт. После школы специально поступил в ВУЗ на факультет физической культуры, чтобы в дальнейшем развивать спорт в стране. Сейчас работает в Физкультурном оздоровительном комплексе тренером и инструктором по пауэрлифтингу (ПМА 2012) Мы еще вернемся к истории Сергея в следующем разделе.
Городец – город, в котором сохранились народные промыслы: резьба по дереву, городецкая роспись, укладка печей. Поэтому для этого места актуальна так называемая «династийная» стратегия. В рамках этой стратегии первичные знания и навыки приобретаются либо от кого-то из старшего поколения, либо от других мастеров, иногда могут сочетаться оба варианта. Специальное образование, как правило, отсутствует. Именно передача опыта от мастера к мастеру качественно отличает этот вид стратегии от иных вариантов следования профессиональным путем старших родственников.   Решающим фактором является склонность к работе по дереву, к работе своими руками. Специфика заключается в том, что на первоначальном этапе, который может начаться уже в детстве, должен происходить процесс научения мастерству при непосредственном участии двух человек, мастера и ученика. Недостающие знания о современных технологиях обычно получают из Интернета. Активно развивающийся Городец, в котором идет постоянное строительство и ширится туризм, позволяет существовать большому количеству людей с такой жизненной стратегией, не столь характерной для иных городов.
Михаил (36 лет), занимается изготовлением резных наличников. После армии познакомился с девушкой из г. Дзержинск. Так как социальное положение ее семьи было несколько выше (оба ее родителя с высшим образованием, в прошлом госслужащие), чем у его семьи, то он решил, чтобы не отставать, получить высшее образование в сельскохозяйственном институте. Однако ни дня не работал по профессии. Тому, чем занимается сейчас, Михаил научился у отца и у бригадира, с которым несколько лет работал по ремонту квартир, строительству домов и т.п. (ПМА 2012).
Последняя выделяемая нами стратегия – «ситуационная». Отличительная ее особенность – оперативное использование индивидом текущей, неожиданно сложившейся, ситуации. При такой стратегии якобы велика роль случайных обстоятельств – незапланированные встречи с нужными людьми, случайные знакомства, оказавшиеся судьбоносными, неожиданные отклики работодателей на давно размещенные в Интернете и уже позабытые резюме, экскурсии в другие города, имевшие лишь познавательные цели, но вдруг открывшие интересные возможности, хороший учитель («повезло с учителем») и т.п.
Нас поразила история Светланы (25 лет). Поступая в Волго-Вятскую академию, она в коридоре этого заведения случайно познакомилась именно с тем репетитором, который готовил абитуриентов на интересующий ее факультет. Еще будучи студенткой, подрабатывая крупье в казино, случайно познакомилась с директором завода в Городце, который устроил ее работать своим ассистентом. Оформляя документы на доставшуюся по наследству от отца квартиру, она заметила в архиве один не жилой случайно не учтенный в реестре дом, который быстро оформила на себя. Помогла родственникам оформить землю. Благодаря этому опыту случайно стала риэлтором, не предполагая раньше такую стезю.
Можно сказать, что случай так или иначе присутствует в жизни каждого человека, но важно различать единичные ситуации и устоявшиеся практики. Для использования данной стратегии крайне важна активная жизненная позиция самого индивида. Нельзя выиграть в лотерею, предварительно не выйдя из дома и не купив билет. Ведь говорят же люди:«важно не растеряться и успеть вскочить на лошадь удачи, которая иначе быстро промчится мимо».
Выделенные нами идеальные типы жизненных стратегий, как уже упоминалось ранее, редко используются в одиночку. Более вероятна ситуация смешения двух-трех стратегий, так как, пытаясь устроить свою жизнь наилучшим образом, люди сталкиваются с различными ситуациями, которые требует разных решений. В случае, если в рамках одной стратегии предыдущее решение оказалось неудачным, или не привело к ожидаемым результатам, то вполне вероятно, что рано или поздно человек попробует действовать по-другому сценарию.
Александр (24 года). После окончания школы поступал на механико-математический факультет в ВУЗ в Нижнем Новгороде, («ориентированная на образование» стратегия) но не прошел на бюджетную форму обучения, поэтому поступил в Нижегородское речное училище, чтобы получить специальность судомеханика — по семейной традиции, так как в его семье все речники: отец, дядя, брат («династийная» стратегия). После окончания, по знакомству удалось сходить в заграничное плавание. Понял, что это совершенно «не его» и решил поступить в городецкий Педагогический колледж на обучение по специальности «социальная педагогика и психология». После окончания колледжа заочно продолжил образование в Нижегородском педагогическом университете. Сейчас дает частные консультации  как семейный психолог и проводит экскурсии для детей в Городецком «Музее Самоваров» (вернулся к «ориентированной на образование» стратегии — ПМА 2012).
«Не ориентированной на образование», «династийной» и «ориентированной на образование» стратегиям, в которых результат более всего зависит от действий самого человека, часто сопутствуют «непотическая» и «ситуационная» стратегии. Полагаясь на собственные силы, респонденты часто упоминали случаи, когда они пробовали прибегнуть к помощи родственников, или воспользоваться случайным стечением обстоятельств. Это могли быть как единичные случаи, так и полный переход от одной стратегии к другой.
Чаще всего попытки изменить стратегию наши респонденты предпринимали в возрасте от 20 до 25 лет. Это связано с тем, что к этому возрасту, как правило, жизненный опыт еще недостаточно солиден, для того, чтобы можно было с большой долей вероятности прогнозировать успех. Как пишет Волокитина: «Молодежь как становящийся субъект общественных отношений отличается особым характером жизненных стратегий.  Он обусловлен переходностью и крайней неустойчивостью ее социального положения и сознания, занимаемых ею позиций и усваиваемых образцов, что также порождает противоречия и требует самостоятельного изучения» (Волокитина 2011).
 
Факторы, определяющие выбор профессии
Обратимся теперь к тому, какие факторы оказывают наиболее существенное влияние на процесс принятия решений, а также на то, как ставят перед собой задачи выбора профессии молодые люди. Самое важное место занимает семья, как общественный институт. Значительная доля принципиальных решений принимается при участии старших родственников.
Большое значение имеет общая для города социо-культурная ситуация, стимулирующая стремление к открытию собственного бизнеса. Особенностью города является то, что почти каждый наш респондент либо планирует открыть собственное дело, либо уже пробовал это сделать, с той или иной долей успешности. (Собственный бизнес может быть очень мелким – маленький магазинчик, или маникюрный салон, может быть более крупным – сеть магазинов или турфирма. Важно, что жители города видят перед собой такую возможность и транслируют ее друг другу. По нашему мнению, корни этого явления восходят к старообрядческому купеческому прошлому города.)
Существующие в городе образовательные учреждения среднего профессионального образования (Педагогический колледж, Медицинское училище,  Сельскохозяйственный техникум) находятся в стадии реформирования и пока только планируют открыть новые специальности, связанные с развитием туристической сферы. Таким образом, образовательные структуры не являются реальным агентами влияния. Не проводят целенаправленной политики воспитания и привлечения кадров и промышленные предприятия. Переживший серьезный кризис Заволжский моторный завод (ЗМЗ) вынужден был значительно сократить численность своих работников. Оставшиеся без работы квалифицированные специалисты становятся источником рабочей силы для новых предприятий, открывающихся на производственных площадях ЗМЗ. Кроме того, специфика предприятий такова, что не требует специальных знаний высокого уровня, любой работник может быть легко заменен. Привлечение и закрепление работников не являются приоритетами социальной политики заводов.
Лучше всего ситуацию характеризуют официальные данные, представленные администрацией Городецкого района. На самом крупном заводе города, ООО «Городецкий Судоремонтный завод» реализуется программа по «производственной адаптации и профориентации молодежи, молодежному соперничеству и рационализаторской деятельности, социальной защите и спортивно-досуговой работе».  Доля молодежи до 30 лет на предприятии составляет 34% или 170 человек. На реализацию программы в 2011 году выделено 70 тысяч рублей, или по 400 рублей в год на человека.  Естественно, никаких серьезных результатов ожидать не приходится.
Между тем, государство является важным агентом влияния на судьбы своих граждан, и в частности молодежи, вступающей в пору профессионального самоопределения. В районе действуют семь муниципальных целевых программ, направленных на работу с молодежью. Перечислим существующие программы: «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Городецком районе на 2012 – 2014 гг.», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Городецкого района на 2011 – 2013 гг.», «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Городецком муниципальном районе на 2011-2013 гг.», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2013гг.», «Развитие физической культуры и спорта в Городецком районе на 2011 – 2013гг.», программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи в Городецком районе на 2011-2013гг.», «Молодежь Городецкого района на 2011- 2013 г.».
Вместе с тем, в городе уже несколько лет действуют программы по обеспечению жильем молодых специалистов, а также программа целевого набора в ВУЗы. Именно эти две программы оказывают существенное влияние на профессиональный путь молодежи. Трудоустройство в социальной сфере (здравоохранение, образование, спорт, полиция) значительно повышает шансы молодой семьи получить собственное жилье (дом, или квартиру в зависимости от желания семьи) и автомобиль. Одновременно гарантировано рабочее место на протяжении 10 лет, так как участник программы обязан отработать установленный срок в учреждении, в котором он являлся сотрудником на момент участия в программе. Молодой специалист не может безнаказанно уйти, работодатель не имеет права его выгнать.
В ходе исследования было опрошено около десяти участников программы. Интересно, что все опрошенные сделали профессиональный выбор не под влиянием программы, а под влиянием иных факторов, но программа закрепляет их решение, лишает мобильности, свойственной молодости. Один из наших собеседников, участник программы поддержки молодых специалистов, столкнувшись с реалиями трудовых будней, длительное время живет с надеждой уехать в Нижний Новгород и не может этого сделать, так как не может рассчитаться за дом и машину, выделенные  ему по программе. Но это скорее единичный пример. Большая часть респондентов заявляли, что всем довольны, дом хороший, сами и надеяться не могли в 25 лет получить собственный дом. И конечно планируют работать и после окончания положенных 10 лет.
Для молодых женщин характерна еще такая стратегия – став участником программы поддержки специалистов, получив дом, или квартиру, они уходят в декретный отпуск, спустя три года рожают еще одного ребенка и снова сидят три года дома. Итого из положенных по программе десяти лет отработки, шесть лет проводят в отпуске по уходу за малышами.
О существовании программы поддержки молодых специалистов жители города и района хорошо знают, иногда прилагают значительные усилия, чтобы стать участником программы. Реализация программы обрастает коррупционными слухами, но в целом программа довольно эффективно действует и выполняет задачи, для выполнения которых она была создана – закрепление молодежи в сфере социального обеспечения и защиты граждан РФ.
Вторая программа – целевого набора в ВУЗы не так широко известна и популярна среди жителей города. Тем не менее, молодые люди в нее включаются и свое профессиональное будущее выстраивают в зависимости от условий программы. Так один из респондентов мечтал стать врачом, однако поступить смог только на платное обучение. Денег на оплату не хватало, и ему пришлось прервать обучение. Возможность его продолжать появилась только тогда, когда он стал участником программы целевого набора, что наложило на него обязательство вернуться в родной город и работать в учреждениях здравоохранения именно в Городце.
 
Заключение
Итак, город Городец, а также весь Городецкий район и Нижегородская область и  предоставляют своим молодым жителям достаточно широкий спектр вариантов трудоустройства. Принципиальное решение о переезде в другой город принимается в случае, если человек ищет более широкие возможности для самореализации, чем может обеспечить Городец, а не в поисках хоть какого-то заработка. Заработную плату в 15 тыс. рублей может в Городце получить любой молодой человек, отслуживший в армии.
Таким образом, агентами влияния можно назвать семью и государство, общий культурный багаж также имеет значение. Крупные предприятия, образовательные учреждения не претендуют на формирование молодежных стратегий. Общественных организаций или объединений, которые могли бы влиять на процесс выбора профессии, не обнаружено.
Все виды стратегий равномерно распределены между мужчинами и женщинами,  нельзя выделить конкретно «женские» и «мужские» стратегии. Нельзя также выделить успешные и неуспешные стратегии. По утверждениям большинства респондентов, которые различались по возрасту, полу и социально-экономическому положению, успех для человека — это не материальный достаток, а «внутреннее благополучие», «понимание в семье и на работе» (ПМА, 2012). Знаменательно, что успех как материальный достаток, высокий заработок мыслится людьми, которые следуют преимущественно «ситуационной» стратегии, хотя можно было бы ожидать, что таковыми будут установки тех, кто выбрал стратегию, «ориентированную на получение образования». Последние же, в качестве успеха видят гармоничное сочетание работы и семьи, без ущерба той или иной сфере, и уважение в обществе.
Поэтому, определить объективно успешные или неуспешные жизненные стратегии молодых представляется невозможным. Среди людей, следовавших каждой из выделенных нами стратегий, встречались как те, кто были довольны своей жизнью и считали ее успешной, гармоничной, так и те, кто судил о своей жизни противоположно.
Принципиальным, на наш взгляд, является разграничение стратегий, исходя из критерия наличия или отсутствия целевых установок, предшествующих процессам принятия решений. 
Из всех названных пяти типов стратегий две предполагают предварительное формирование целей, «образа будущего» самим субъектом. Это «ориентированная на получение образования» и «династийная» стратегии. Однако между ними есть существенное различие. «Ориентированная на получение образования» стратегия в Городце чаще всего имеет как бы бунтарский характер. Ее носители проявляют принципиальное нежелание следовать имеющимся образцам, выбирать те виды деятельности, которые соответствуют традициям, ценностям и идеалам среды, в которой они выросли. Часто доминирует желание доказать, что, несмотря на все препоны, есть возможность достигнуть намеченной цели. Однако в ходе исследования нам встретились  лишь единичные носители такой стратегии. Возможно, это связано с тем, что такие люди зачастую покидают родной город. Многие, навсегда уехавшие из Городца, просто не попали в нашу выборку. Однако это обстоятельство является важной характеристикой социальной среды города Городец. Фактически здесь редки люди, целенаправленно и последовательно выстраивающие свою карьеру и в целом жизнь. Вторая стратегия, имеющая идеальный «образ будущего», это «династийная». Ее основной характеристикой, напротив, является конформизм. Полное принятие ценностей предыдущего поколения и способов достижения поставленных целей. Одной из основных ценностей мастеров является восстановление технологий, применявшихся в прошлом. Людей, придерживающихся данной стратегии в городе немало. Их деятельность во многом обеспечивает сохранение историко-культурного наследия города.
Три оставшиеся стратегии – «не ориентированная на образование», «непотическая» и «ситуационная» сильно отличаются двух вышеназванных по целому набору характеристик. Если в «непотической» стратегии можно усмотреть стремление идти «протоптанными» или испытанными путями, то «неориентированная на образование» стратегия не может похвастаться даже этим. Но обе названные стратегии, а также и «ситуационную», роднит отсутствие у носителей внятной цели и отчетливого «образа будущего» (в профессиональной сфере). Уровень осознания того, что они делают и зачем они это делают очень низок. Причем в материальном плане эти стратегии могут быть достаточно успешными и приносить немалый доход. Эти три стратегии являются преобладающими у опрошенных респондентов.
Можно предположить, что такое положение дел связано с высокой степенью непредсказуемости векторов развития современного российского общества, с сильно выраженной нестабильностью социальных условий. Подчеркнем, что речь идет о непредсказуемости не экономической, а социальной. В исследуемом городе полностью отсутствуют новые социальные структуры, которые могли бы формировать иерархию профессий, их престижность, выстраивать систему профессиональной ориентации. А те, которые выполняли эту задачу на предыдущем этапе развития российского общества, сегодня уже не являются реальными агентами влияния. Не ясны ценности, не ясна система формирования статусов, не ясны запросы общества на те или иные профессии. Это порождает своеобразное противоречие – с одной стороны, возможность прогнозирования будущего очень низка, а с другой стороны, социальная нестабильность порождает систему бездумного воспроизводства сложившихся паттернов поведения.
 
Литература и источники
Акуличь, Пить 2011 — Акуличь М.М., Пить В.В. Жизненные стратегии современной молодежи // Вестник Тюменского государственного университета. 2011, №8.
Блоссфельд, Хьюник 2006 — Блоссфельд Х.П., Хъюник И. Исследование жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы //Журнал социологии и социальной антропологии, 2006, том IX, №1.
Волокитина 2011 — Волокитина А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2011.
Федотова 2009  — Федотова Н. Жизненные стратегии молодежи. М., 2009.
Васильева, Демченко 2010 — Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. М., 2010.
Отчет 2011 — Информационно-аналитический отчет о реализации молодежной политики в Городецком муниципальном районе (городском округе) за 2011 год.
ПМА 2012 – Полевые материалы авторов. Архивные материалы экспедиции 2012  года.
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.19)
Версия для печати

Возврат к списку