16-12-2017
[ архив новостей ]

Творчество как биография. Биография как творчество.

  • Дата создания : 27.04.2011
  • Автор : В.Я. Звиняцковский
  • Количество просмотров : 1780
В.Я. Звиняцковский
 
Творчество как биография. Биография как творчество.
 
(Мечта о научной биографии писателя, основанной на фильтрации материала по принципам и вехам формирования системы ценностей)
 
 
Проблема (авто)биографического мифотворчества по причинам, требующим специального изучения, стала актуальна в наши дни.
Биографический жанр – серьезное испытание на прочность личности, творчества и мировоззрения, конечно, не писателя как биографического героя,  а литературоведа, замахнувшегося на нечто биографическое. Этот жанр неминуемо выводит литературоведа из его замкнутого академического мирка на просторы общегуманитарного, т.е. «человеческого, слишком человеческого». Соответственно он требует наличия и общегуманитарной методологии, и философско-исторической школы, и методических принципов историко-философского дискурса, и непременно – возвращаемся к тому, с чего начали, – хоть и не открыто дидактической, но несомненно педагогической беседы.
Биография – жанр исторический постольку, поскольку повествует о реальном человеке, существующем на реальном отрезке исторического прошлого. Биография – жанр также аксиологический, т.к., во-первых, выбор персонажа и, во-вторых, выбор событий его жизни (а на выборе основана даже самое «полное» жизнеописание) есть отражение некой системы ценностей. 
Разумеется, объяснять исторические реалии – задача не биографа и не аналитика творчества, а комментатора. Но важная реалия непременно откроет и некий биографический пласт, и тогда биография прольет важный дополнительный свет на творческий акт. И, в завершение этой цепочки, обогащенное восприятие произведения станет логичным эпизодом биографии как истории формирования системы ценностей.
Отражение биографии в биографии – проблема биографии. Отражение биографии (чужой) в творчестве –проблема прототипа. Тот же А.П.Чудаков как раз на примере чеховедения убедительно показал, что это есть проблема поэтики, а не биографии. А вот отражение творчества в творчестве, т.е. явление интертекстуальности, одновременно есть и одна из важнейших проблем биографии писателя, биографии как творчества. Что писатель прочитал и как это отразилось на том, что он написал; каким понятным для современников образом он выразил свое отношение к творчеству другого и непременно популярного у современников писателя – вот это несомненно есть событие и есть поступок литератора в контексте той истории, в которой он главным образом и существует, т.е. истории литературы.
 
 
 
(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку