29-03-2024
[ архив новостей ]

«Начала и концы»: к поэтической философии А. Блока

  • Дата создания : 21.12.2011
  • Автор : И. С. Приходько
  • Количество просмотров : 3415
           
Ирина Степановна Приходько
 
«Начала и концы»: к поэтической философии А. Блока.
 
Категория «начал и концов», одна из фундаментальных в мировой культуре, во многом определяет поэтическую философию Блока. Взятая в единственном числе и в позиции отрицания (без начала и конца), эта категория в блоковском контексте отсылает к земной жизни человека, в которой происходит бесконечная, смыкающаяся в круг, не имеющая начала и конца смена падений и прозрений, мрака и света, греха и святости. Икона «Нечаянная Радость», изображающая кающегося пред ликом Богородицы с Младенцем человека, получающего прощение и снова согрешающего, имела в этой связи принципиально важное значение для Блока. Символика круга амбивалентна: с одной стороны, это совершенная форма, положенная в основу мироздания (полнота, по Платону), а с другой, — замкнутый круг никуда не ведет и не выпускает, это дурная бесконечность. Негативная семантика проявляется в таких представлениях, как белка в колесе, колесо Фортуны, гностический Уроборос (змея, заглотившая свой хвост), круги Ада, возвращение на круги своя Экклезиаста. Образцом такой бесконечности и по безысходности переживания, и по форме является стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (III, 50).
Форма начала и концы имеет прямо противоположное значение: это основания мира, которые подразумевают направленное движение, путь, логику замысла и завершения, включая сотворение (начало) мира и его конец (Второе пришествие, Страшный суд, конец времен); начало и конец человеческой истории и отдельных исторических событий, начало и конец жизни отдельных людей; событий и переживаний в их жизни, начала и концы явлений культуры («Гете столько же конец, сколько начало»; «Стриндберг <…> менее всего конец, более всего — начало». Начала и концы в их связанности представляют неразрывную, устремленную вперед бесконечность, которую они образуют, когда началом становится конец, а концом — начало. Начала и концы как основные принципы мироустроения, как нравственные ориентиры должен знать и твердо веровать в них художник, чтобы различать добро и зло, видеть, где ад и где рай, святость и грех. Эти два противоположных смысла сопряжены в вариативном повторе этого сочетания в начальных стихах Пролога к поэме «Возмездие» (1911). Но эти же смыслы прослеживаются в полном корпусе творчества Блока, для которого эта культурная категория в ее двойственной форме и семантике становится необходимой, начиная с ранних стихов.
 
 
 
Материалы международной научной конференции, "Начала и концы": жизнь и судьба поэта, посвященной 90-летию со дня смерти А. Блока (ИМЛИ РАН, 12 – 14 сентября 2011 г.). Видеоматериалы
 
(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку