Калифорнийский университет (Лос-Анджелес)
К генезису циклических образований в лирике Александра Блока
В настоящем докладе освещается вопрос о начальных стадиях циклизации в творчестве Александра Блока. Особое внимание уделяется четырем крупным подборкам стихотворений, напечатанным в двух альманахах в 1903-1904 гг. до выхода в свет сборника «Стихи о Прекрасной Даме».
Первая из них, и одновременно литературный дебют поэта, — это 10 стихотворений под общим заглавием «Из посвящений», изданных в мартовском номере журнала «Новый путь». Здесь единство цикла достигается исключительно формальной архитектоникой целого, т.е. через искусное расположение стихотворений. Они делятся на два ряда — один нисходящий в порядке следования, и второй восходящий; для каждого стихотворения в первом ряду имеется «ответное» стихотворение во втором, причем попарные стихотворения находятся в одном и том же месте в своих рядаx: первое стихотворение соответствует десятому, второе — девятому, третье — восьмому, и. т.д.
Вторая большая подборка Блока вошла в третью книгу альманаха «Северные цветы» под редакцией Валерия Брюсова. Хотя она появилась в том же году, что и первая подборка, она все же резко оличается от первой, причем не за счет ее экспериментаторского характера, а за счет литературного консерватизма. Подборка состоит из 10-ти стихотворений, которые по содержанию и стилю гораздо более гомогенны, чем те, которые вошли в первую подборку. Это — гибридная структура, в которой единство цикла достигается путем тематического сходства, а последовательность стихотворений не имеет значения, за исключением начала и конца подборки.
Третья подборка, появившаяся в шестом номере «Нового пути» за 1904 год с простым заглавием «Стихотворения» удовлетворяет нашим представлениям о единстве лирического цикла гораздо меньше. Как в случае первой подборки, сюда входят стихи, очень различные по содержанию и точке зрения, но без той архитектоники, которая обеспечила целостность первой подборки. Перед нами не цикл, а просто совокупность текстов, написанных в символистской манере.
Четвертая подборка (альманах «Гриф»), состоящая из 15-и стихотворений и тем самым самая большая из всех подборок, предшествовавших выходу в свет сборника «Стихи о Прекрасной Даме», на первый взгляд кажется не более связной, чем третья, хотя начало и конец придают ей ауру целостности. Но несмотря на ее кажущуюся нестройность, данная подборка обнаруживает те конструктивные принципы, по которым Блок в дальнейшем создавал новые циклы и которые, на наш взгляд, составляют самый важный его вклад в традицию русского лирического цикла. Она знаменует новый этап в блоковском подходе к циклизации, так как здесь впервые проявляется зависимость целостного восприятия текста от авторской проекции биографии лирического героя. Если в первых трех подборках корреляция между описанной нами структурой подборки и временем писания составных его текстов трудноуловима, то в четвертом мы обнаруживаем явную тенденцию к хронологическому упорядочению, что соответствует общему переходу к автобиографическому регистру в «Трилогии вочеловечения».
Материалы международной научной конференции, "Начала и концы": жизнь и судьба поэта, посвященной 90-летию со дня смерти А. Блока (ИМЛИ РАН, 12 – 14 сентября 2011 г.). Видеоматериалы