23-01-2022
[ архив новостей ]

Роман Г.Э. Носсака «Не позднее ноября» в контексте авторского мифотворчества

  • Дата создания : 26.12.2011
  • Автор : Т. А. Шарыпина
  • Количество просмотров : 2579
Т.А. Шарыпина
(Нижний Новгород)
 
Роман Г.Э. Носсака «Не позднее ноября» в контексте авторского мифотворчества
 
Роман «Не позднее ноября»(1955), на первый взгляд, наиболее близкий к конкретной реалистической проблематике, представляет собой опыт своеобразного авторского мифотворчества. Носсак использует на этот раз не библейские или античные сюжеты, но обращается к средневековой традиции, что само по себе необычно в рамках его творчества. История любви героев имеет свои архетипические основания в уникальной модели человеческих взаимоотношений, рожденной рыцарским средневековым сознанием. В содержании романа ситуация конкретизируется параллелью со знаменитой историей Франчески да Римини и Паоло Малатеста, мифологизированной Данте Алигьери в пятой песни «Божественной Комедии»(“Divina Comedia”). Носсак переосмысливает и придаёт современное звучание и другому мотиву из «Божественной комедии», связанному с опоэтизированным образом книги (рыцарским романом о Ланселоте), которая стала для Франчески и Паоло своеобразным Галеотом, пособником запретной любви. Бертольд Мёнкен — не просто писатель, он и сам работает над пьесой о Франческе и Паоло. Стоит вспомнить и иную средневековую параллель. Это предание о любви Тристана и Изольды. Сама канва событий также скорее напоминает роман о Тристане и Изольде, чем историю Франчески и Паоло: внезапно настигающая героев страсть, бегство почти в неизвестность, возвращение домой и расставание, а затем совместная гибель. В поэтике романа легко просматривается и использование сказочных элементов. Так сама завязка сюжета, когда на приёме по случаю вручения премии героиня впервые видит Бертольда Мёнкена, а затем, не рассуждая, следует за ним, оставляя и сына, и мужа, и обеспеченное существование, напоминает условность сказочных сюжетов. Сказанная Мёнкеном фраза (”Mit Ihnen lohnt es sich zu sterben”) становится своеобразным лейтмотивом книги, имеющим для Носсака особый смысл. Происходит встреча двух родственных душ, презревших «трёхмерное пространство» общества великосветских обывателей и готовых перейти границу, черту, отделяющую их от «негарантируемого». Второе бегство Марианны осенним вечером, «spätestens im November», это уже осознанное бегство в никуда, в «незастрахованное», по ту сторону Смерти. Ситуация по сути экзистенциальная, высвечивающая искренность жизненной позиции и чувств героев, всю предшествующую жизнь «паривших»  «на границе» «вчера и завтра»(“in der Schwebe zwieschen Gestern und Morgen”). Рассуждая об образной системе «Божественной Комедии» Данте, Шеллинг заметил, что даже выведенные поэтом исторические личности будут впоследствии считаться мифологическими, поскольку художественная система названного произведения питается собственной мифологией Данте, рожденной опытами жизни и творческой фантазией поэта. В этом смысле роман Носсака «Не позднее ноября», наследующий традиции Данте, становится подлинным образцом авторского мифотворчества.
 
 
 
Материалы научной конференции «Литературный процесс в Германии ХХ века (течения и фигуры)» (ИМЛИ РАН, 24 октября 2011 г.). Видеоматериалы
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.75)
Версия для печати

Возврат к списку