14-08-2022
[ архив новостей ]

Некоторые особенности немецкой сатирической литературы 1870-1880 гг.

  • Дата создания : 16.11.2011
  • Автор : Л.П.Фукс-Шаманская
  • Количество просмотров : 3183
Л.П.Фукс-Шаманская
 
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЙ САТИРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1870-1880 гг.
 
Сведения об авторе: Фукс-Шаманская Людмила Петровна. Отто-Фридрих университет Бамберг (Германия).  Кандидат филологических наук, доцент, докторант.
Контактный  телефон: +7-906-790-31-21 (Россия)
                                       +49-171-325-52-48 (Германия)
e-mail: schamansky@mail.ru
 
Тезисы. В статье предпринята попытка выявить специфику сатирической литературы 1870-1880 гг. как эпохи, предваряющей «сатирический бум» 1890-х годов.
 
1. Бисмарковскую эпоху (1870-1880-гг) в немецком литературоведении принято считать непродуктивным для сатиры периодом, так как общественно-политическая ситуация после провала революции 1848-1849гг. была неблагоприятна и даже опасна для писателей этого жанра. В большинстве немецких земель были приняты законы, которые действительно создавали серьезные барьеры для дальнейшего развития политической сатиры: закон о цензуре 1854 г., передающий функции цензуры в руки полиции и администрации, закон о прессе 1851 г., вводивший обязательное патентирование и поручительство для газет и журналов, и закон о социалистах 1878 г., запрещавший пропаганду социалистических идей.  Нужно, однако, не забывать и о том, что после принятия общего для немецкого Рейха закона о печати 1874 года  обязательное патентирование и поручительство было отменено, а правовое обеспечение цензуры попадало в ведение судов, что обеспечивало относительную свободу печати. Таким образом, попытка объяснить редукцию сатирического творчества политическими действиями правительства Бисмарка оказывается неубедительной.
2. А имела ли место действительно эта редукция сатиры? Причины такого впечатления заключаются, по мнению немецкого исследователя Клауса-Петера Шмэлинга1, в том, что, во-первых, сатира этого времени почти не создала больших исключительно сатирических авторов (кроме разве что Вильгельма Буша). Однако, во-вторых, именно в эти годы было множество малоизвестных авторов, писавших для сатирических журналов, в-третьих, многие известные «серьезные» авторы (Фонтане, Ницше) писали сатиры, которые, правда, оставались на периферии их творчества, и в-четвертых, многие начинающие авторы (Хольц) обращались к сатире, особенно журнальной, как к наиболее удобному средству для привлечения к себе внимания читающей публики. А поскольку история литературы в основном нацелена на большие имена и магистральные тенденции творчества писателей, то и создается впечатление, что сатирический жанр был в это время в упадке.
3. Анализ текстов этой эпохи показывает, что основная масса сатиры переместилась главным образом в поэзию, и особенно, в журнальные жанры, что определило приоритетное развитие малых форм в сатирической поэзии и прозе (пародия, фарс, памфлет, подписи к карикатурам, рисованные истории в стихах и др.);
так как в области сатиры творили авторы самых разных направлений (реалисты, представители областнического искусства, натуралисты, авторы-социалисты и др.) с различными представлениями о целенаправленности сатиры, то имела место тематическая и стилистическая дифференциация, что способствовало возникновению множества индивидуальных сатирических стилей;
эти индивидуальные стили рождались в поле напряжения между открытыми Ницше полюсами дионисийски и аполлонийски понимаемого искусства, и тяготение автора к тому или иному полюсу стимулировало использование определенных сатирических средств изображения. Клаус-Петер Шмэлинг2 конкретизировал эти стороны сатиры во вполне конкретных параметрах, которые помогают описать сатирическую практику 1870-1880-х годов: это, с одной стороны, — аполлонийская конструктивная критика, расчетливость, мораль на службе общества, сдержанность, ясность, ирония, высмеивание, эстетика подчеркнуто простого; с другой — дионисийская деструкция, страстность, эгоизм как стремление улучшить собственную ситуацию, театральность, туманность высказывания, сарказм, игра срывания масок, эстетика диссонирующего и безобразного (с очуждением, гротеском, пародией и др.). При этом ведущей тенденцией в творчестве сатириков этой эпохи выступает тенденция к гротеску с акцентом не на уродливое или фантастическое, как в предыдущие эпохи, а на абсурдное. Именно так понимаемый гротеск станет ведущей тенденцией литературы модерна.
Таким образом, период с 1870 по 1890 годы можно рассматривать не как «мертвую зону» сатиры, а как самостоятельную своеобразную эпоху, которая не создала собственной устойчивой традиции, но сформировала тенденции, важные для последующего развития сатиры.
 
1 См.: Schmähling K.-P. Stumpfe Federn in einer dumpfen Zeit? Deutschsprachige satirische Lyrik zwischen 1871 und 1890 /www.tesisenxarxa.net/TESIS_URV/AVAILABLE/.../TESI_KLAUS.pdf. S. 81-89, 163-170.
2 См.: Schmähling K.-P. Stumpfe Federn in einer dumpfen Zeit? Deutschsprachige satirische Lyrik zwischen 1871 und 1890 /www.tesisenxarxa.net/TESIS_URV/AVAILABLE/.../TESI_KLAUS.pdf. S. 407
 
  
Материалы научной конференции «Литературный процесс в Германии ХХ века (течения и фигуры)» (ИМЛИ РАН, 24 октября 2011 г.). Видеоматериалы
(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку