26-02-2024
[ архив новостей ]

Опыт классификации типических мест в разновременных записях эпоса «Тон-Аралчын-хан» (по Указателю Е.Н. Кузьминой)

  • Дата создания : 19.11.2013
  • Автор : С. М. Орус-оол
  • Количество просмотров : 3529
С. М. Орус-оол
(г. Кызыл)
 
Опыт классификации типических  мест  в разновременных записях эпоса «Тон-Аралчын-хан» (по Указателю Е.Н. Кузьминой)
 
В  «Указателе типических мест героического эпоса народов Сибири», составленном Е.Н. Кузьминой, впервые проведена систематизация «общих мест» героического эпоса алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев и якутов. В результате привлечения  обширного материала в сравнительном плане и выявления всего перечня типических мест эпоса названных народов ею была разработана Структура данного указателя, в котором каждое «общее место» получило свой индекс.  / Кузьмина Е.Н., 2006, с. 58 /.
В  нашем докладе согласно данной Структуре мы установили  фонд типических мест, сравнили их состав в трех разновременных вариантах одного и того же эпоса, записанных от разных сказителей, и  выявили  их сходства и различия.
Общими в трех текстах одного эпоса «Тон-Аралчын-хан» являются 37 типических мест, в двух сказаниях – 20, т.е. традиционные типические места преобладают над числом специфических, свойственных тому или иному варианту.
Особенностью поэтического стиля текста, записанного от отца, является то, типические места и эпические формулы у отца менее разнообразны, чем, например,  у сына. В записи от сына Каваакая имеются разнообразные «общие места», наличествуют неповторяющиеся в других тувинских сказаниях  специфические постоянные формулы, приобретающие стереотипный характер только в данном варианте сказания.
В тексте  третьего сказителя Тюлюша Бегзи довольно много типических мест и традиционных формул,  свойственных только данному варианту.  Преимущество текста Т. Бегзи, по сравнению с двумя другими записями от отца и  сына, состоит в том, что в нем дано последовательное и детальное описание поединка героя  с шулбусами, каждого вида оружия, конского снаряжения, одежды богатыря, коновязи, коня и т.д.
Следует отметить, что Тон-Аралчын хан, главный герой, в отличие от большинства героических сказаний тувинцев, где повествование начинается с эпической биографии героя - с рождения до сватовства, предстает уже взрослым  богатырем. По этой причине многие блоки и пункты  (II.Эпические персонажи. А.Человек. 1., 23. 20), содержащие в Указателе типических мест, в текстах отца и сына отсутствуют.
Несмотря на то, что в рассматриваемых трех  вариантах одного и того же эпоса не все перечисленные  в Указателе пункты и подпункты типических мест  встречаются, тем не менее,  большинство из них остается неизменным.
Вместе с тем,  мы  дополнили  Указатель, составленный Е.Н. Кузьминой,  новыми  типическими местами их трех разновременных записей  одного и того же сказания.
Для сказителей (отца, сына и другого эпического певца) характерно широкое употребление благопожеланий, создающих образ эпических повествований. Они в основном  включаются в речь самих персонажей,  и встречаются в каждом варианте, становясь общими местами. Им следует также дать индексацию соответственно Указателю типических мест, составленному Е.Н. Кузьминой.
Типические места, отличаясь стабильностью, обобщенностью, все же обладают широким варьированием, зависящим не только от устного коллективного характера эпических произведений, распространенностью многих из них среди тувинцев  в прошлом, но и от индивидуальной особенности каждого сказителя, от его художественного мастерства, словарного запаса, формы исполнения  и даже от обстановки, аудитории.  Они варьируются даже в пределах одной сказительской школы – «учителей» и «учеников», не говоря уже о сказителях, проживающих на территориях отдаленных друг от друга. Запомнив и выучив их от предыдущего поколения сказителей, а также услышав от своих  сверстников, исполнители могут изменять и варьировать типические места по-своему,  в соответствии со своим стилем. Вместе с тем они имеют большой запас традиционных типических мест, легко варьируют их, при этом оставляя некоторое  число ключевых опорных слов, общий синтаксический  параллелизм,  формулы, ритмико-мелодическую особенность эпического произведения, характерные для устно-поэтической традиции.
       
 
 
Материалы Международной научной конференции «Эпос народов Европы и Азии. От сюжетного указателя к тексту:  методология и практика систематизации фольклорного наследия» (ИМЛИ РАН, 5-7 ноября 2013). Видеоматериалы
 
Конференция организована при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
проект №  13-04-14024г
 
(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку