Материалы научной конференции «Литературный процесс в Германии ХХ века (течения и фигуры)» (ИМЛИ РАН, 24 октября 2011 г.). Видеоматериалы
На Интернет-портале ИМЛИ-РАН прошла он-лайн трансляция научной конференции Отдела литератур Европы и Америки новейшего времени ИМЛИ РАН «Литературный процесс в Германии ХХ века (течения и фигуры)», организованная по проекту РГНФ 10-04-12113в «Интернет-трансляции конференций ИМЛИ РАН: публичность пространства научных дискуссий».
Научное наследие А.В. Михайлова и некоторые проблемы методологии «Истории немецкой литературы ХХ века (Исходные тезисы для доклада)
Исходными тезисами представляемого доклада являются некоторые итоги моей работы по сопоставлению научного творчества двух ученых, прежде всего подтверждающие важнейшую для меня мысль о единстве науки, которую, с одной стороны, утверждал В.И. Вернадский, крупнейший ученый-естествоиспытатель ХХ столетия, и, с другой стороны, А.В. Михайлов, крупнейший российский гуманитарий второй половины века:
А. А. Гугнин
Образы, мотивы, герои в немецкой литературе предвоенного периода советской эмиграции (1933-1939)
В советской эмиграции возникло своеобразное ответвление немецкой литературы, которое создавалось новым типом писателя — писателем-функционером, зависимым от марксистской теории и установок ССП.
А. В. Добряшкина
Интертекстуальный аспект литературной традиции произведений Э. Штриттматтера
Э. Штриттматтер (1912 – 1994), известный прозаик Восточной Германии второй половины ХХ века, сознавая себя с самого начала писателем нового исторического периода, пытался отыскать опору в традициях немецкоязычной и мировой литературы
Г. А. Лошакова
Особенности поэтики Нелли Закс
Доклад посвящен творчеству одной из крупнейших немецкоязычных поэтесс ХХ в., лауреата Нобелевской премии (1966) Нелли Закс (Nelly Sachs, 1891–1970), особенностям ее художественного мира, топики и стилистики ее поэзии. Основные параметры художественного мира Н. Закс теснейшим образом связаны со спецификой ее человеческой судьбы и обусловлены прежде всего страшной реальностью ХХ в. — реальностью фашизма,
Г. В. Синило
Введение в историю литературы Третьего рейха
В докладе рассматриваются принципы изучения немецкой литературы времён Третьего рейха, базирующиеся на фронтальном рассмотрение всего блока произведений того или иного автора, на ознакомлении со всем сопутствующим литературным материалом тех лет и всей жизненной практикой участников литературного процесса в Третьем рейхе.
Е. А. Зачевский
Формирование в Германии второй половины XX — начала XXI вв. особой литературной группы российских немцев
В 1990-2000-е годы преобладающее большинство писателей — российских немцев, живших на советском и постсоветском пространстве, эмигрировало в Германию. До начала массовой эмиграции российских немцев они из-за своей малочисленности в Германии не очертили литературных традиций, хотя и обозначили тенденции.
Е.И. Зейферт
Некоторые особенности немецкой сатирической литературы 1870-1880 гг.
В статье предпринята попытка выявить специфику сатирической литературы 1870-1880 гг. как эпохи, предваряющей «сатирический бум» 1890-х годов.
Л.П.Фукс-Шаманская
Роман Г.Э. Носсака «Не позднее ноября» в контексте авторского мифотворчества
Роман «Не позднее ноября» (1955), на первый взгляд, наиболее близкий к конкретной реалистической проблематике, представляет собой опыт своеобразного авторского мифотворчества.
Т. А. Шарыпина
Особенности немецкого символизма: культурологический аспект
Направляющим началом эстетического и художественного развития немецких писателей, поэтов, драматургов и режиссеров второй половины XIX-начала ХХ веков (Ф. Ницше, Р. Вагнер, М. Рейнхардт, С. Георге) был символизм. Первой важной особенностью немецкого символизма является глубинная связь с раннеромантической теорией символа, философией А. Шопенгауэра и творчеством Р. Вагнера.
Ю.Л. Цветков