27-02-2020
[ архив новостей ]

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

  • Дата создания : 06.07.2007
  • Автор : А.А. Араблинская
  • Количество просмотров : 5045
Александра Араблинская
Социальный характер в эпоху глобализации
 
Современное общество находится на новом историческом витке своего развития. Оно характеризуется интенсивным развертыванием глобализационных процессов, которые, в свою очередь, ведут к формированию общих и относительно единых моделей социального поведения среди группы развитых, модернизированных стран. «Мировое общество» сегодня – уже не только disideratum (нечто желаемое), как в свое время констатировал Дюркгейм, но и нечто вполне реальное и осязаемое.
В современной России намечается трансформация социальных условий, во многом релевантная общемировым изменениям и ведущая к сближению с западной моделью социального поведения.
Однако в результате происходящих в России интеграционных процессов, велика вероятность того, что, решая одни проблемы, преимущественно социально-экономического и политического порядка, мы, сами того не сознавая, будем создавать социально-психологические и личностные проблемы, еще труднее поддающиеся разрешению.
Именно поэтому для нашей страны особенно актуален анализ современной личности в сопоставлении с западными исследованиями, включающими в себя раскрытие социально-психологических особенностей индивида и их взаимосвязь со складывающимися социальными условиями.
В данной статье делается попытка осветить специфику современной «универсальной» личности при помощи концепции социального характера. Именно это понятие позволяет выделить общий социально-исторический контекст, в котором происходит формирование и развитие современной личности, при этом минуя ее национальную, этническую и другую социально-групповую специфику. Концепция социального характера обладает и рядом других преимуществ. Как известно, данный подход к исследованию социальной стороны личности был предложен Э. Фроммом в рамках психоаналитической социологии, что и обуславливает его специфику. Структура социального характера включает в себя наряду с социальными аспектами поведения личности глубинные психо-социальные черты, формирующиеся у человека в зависимости от существующих социально-исторических условий. Подобный интегральный подход к исследованию обладает большими прогностическими возможностями в сравнении с другими попытками анализа социального поведения, а именно - жесткой социальной типизацией, поверхностными исследованиями общественного мнения, ценностно-идеалистическим подходом и другими.
В настоящее время в науке возникла необходимость дополнить предложенную Фроммом в 40-60-х годах типологию социального характера с учетом новых сложившихся социальных условий и научных представлений о них.
В социологии в 70-е годы возникает теория, наиболее полно характеризующая духовную сторону изменений в современном обществе и современной личности, – теория постмодернизма.
При внимательном рассмотрении можно отметить близость теории постмодернистского общества и психоанализа, на котором базируется концепция социального характера. Как в постмодернизме, так и в психоанализе происходит отказ от четкого и унифицированного представления о мире; обе теории направлены на демистификацию, развенчивание скрытых смыслов, скрывающихся за понятиями «здоровья», «нормальности», «благоразумия» и т.п. Таким образом, концепция социального характера, нуждающаяся в более прочном теоретическом фундаменте, обретает его на современном научном этапе прежде всего в теории постмодернизма.
Проникновение психоаналитических тенденций характерно и для социологической науки в целом, что отражается в работах таких крупнейших социологов современности, как У. Бэк, З. Бауман, П. Бурдье, Р. Сеннетт и другие.
Концепция социального характера нашла свое применение в рамках теории постмодернизма с легкой руки ученика и ассистента Э. Фромма немецкого социолога и психоаналитика Райнера Фанка. В настоящее время именно Р. Фанк владеет правами на литературное наследие Фромма, руководит архивом великого ученого и считается лучшим знатоком его произведений во всем мире.
Результатом научных наблюдений немецкого ученого, а также проведенного им масштабного эмпирического исследования социального характера в Германии стала немецкоязычная книга «Я и мы. Психоанализ постмодернистского человека». Выборку эмпирического исследования составило молодое поколение как главный носитель новой ориентации характера. Кроме того, самое пристальное внимание исследователем было обращено на атрибуты современной социальной и культурной жизни – индустрию развлечений и свободного времени, рекламу, потребительское поведение, публикации в СМИ — все то, что можно отнести к единицам качественного анализа.
Новый предложенный Фанком и основанный на адаптации к постмодернистскому обществу тип социального характера назван им «Я-ориентация» («ориентация на себя») и является логическим продолжением фроммовской типологии.
Сам немецкий исследователь дает следующее описание современному типу:
«Ориентированная на себя личность страстно стремится к свободному самоопределению, спонтанности, автономности, к снятию каких-либо запретов или условий. Решающим мотивом для современной личности является желание создания собственной, специфической, сфабрикованной реальности, отличающейся от окружающего мира и носящей отпечаток личной индивидуальности согласно лозунгу: «Пока ты не сделал что-то из себя, ты - ничто!»»[1]
Таким образом, основной чертой нового типа социального характера является стремление к созданию собственной, отличной от изначально данной действительности, поэтому в восприятии современной личности нет ничего постоянного и истинного, реально лишь то, что утверждает «Я».
В своем анализе современного социального характера Фанк последовательно придерживается синтетического подхода, сочетающего в себе социологическую и психоаналитическую перспективы. В основу своего социологического взгляда Фанк положил представления о постмодернистском обществе двух немецких социологов - У. Бэка и его концепцию «общества риска» и Г. Шульце и его трактовку современного «общества благосостояния» и идею формирования единого стиля жизни.
Фанк выделяет три ключевых социальных фактора формирования постмодернистского характера:
1.                  Потребительская ориентация рынка: формирование искусственных, ареальных потребностей у личности, виртуализация, продажа чувств и эмоций.
2.                  Технические инновации, цифровые технологии, расширяющие границы пространства и времени, делающие возможным продуцирование новых реальностей, превосходящих по своей силе и интересу подлинную реальность.
3.                  Суггестивное влияние на человеческое поведение, чувства, восприятие, вкусы людей, манипулирование и внушение.
Психоаналитическая составляющая исследования Фанка основана, прежде всего, на традиции, заложенной Э. Фроммом, и предполагает исследование глубинных, неосознаваемых черт социального характера. Ориентированный на себя постмодернистский тип личности перенимает многие черты рыночной ориентации (гибкость, спонтанность, креативность), однако, если цель рыночного типа – подходить под требования рынка и подстраиваться под его условия, то цель постмодернистской личности – фабрикация реальности для себя как самоцель.
Фанк различает в предложенной им постмодернистской ориентации две стороны проявления социального характера – пассивную и активную.
Различие между этими двумя сторонами социального характера имеет по своей сути экономико-психологическую природу. В современном рыночном обществе выделяются два главных социально-экономических типа – производитель, занимающий активную позицию на рынке и навязывающий свой продукт, и потребитель, пассивно и зачастую неразборчиво потребляющий предлагаемую продукцию.
 Переводя данную картину на социально-психологический язык, можно отметить, что принадлежность субъекта к тому или другому типу детерминируется его позицией по отношению к фабрикуемой им реальности. Потребительский тип пассивно погружается в предлагаемые ему реальности, в то время как активный тип продуцирует, творит новые «миры». Подобно тому, как рыночные производитель и потребитель не существуют друг без друга, так и два социально-психологических типа Я-ориентации находятся в симбиотической зависимости.
Пассивная и активная стороны постмодернистской ориентации могут проявляться в различных ситуациях у одной и той же личности, но зачастую одна из них доминирует, определяя общую направленность социального характера.
При описании постмодернистской ориентации Фанк через ряд социально-психологических установок-потребностей отразил социальное поведение и психо-социальные черты современной личности. В общем и целом, структура и содержание современного социального характера предстают в следующем виде.
1.                  Отношение к окружающей действительности
Для личности окружающий мир не имеет четких границ и не является жестко детерминированным, так как не может сковывать свободу действия и творчества личности. Мир постоянно воссоздается индивидом по собственному сценарию. При этом активный тип постоянно занимает активную позицию, стремится к действию и совершенствованию, в то время как для пассивного индивида активность означает лишь сопричастность к чему-либо посредством новых медийных и интерактивных средств коммуникации, а также страсть к потреблению. В целом постмодернистская личность характеризуется маниакальным отрицанием всяческих запретов, ограничений и условий, однако при этом находится в неосознаваемой зависимости от искусственно создаваемых реальностей, что характеризует ее иррационализм.
2.                   Отношение к другим людям
Современная личность очень контактна, но одновременно исключает близкое, глубокое общение, основанное на взаимной заботе и внимании. Пассивный индивид межличностному общению предпочитает обезличенные развлечения – концерты, кино, телевидение. Связи с людьми носят преимущественно виртуальный характер и опосредованы Интернет и другими медийными технологиями. Пассивные личности находятся в зависимости от создания и поддержания контактов, избегают конфликтов, предпочитая уходить от ответственности. В целом такое социальное поведение может быть проявлением такой черты социального характера, как инфантилизм.
3.                   Отношение к самому себе
В современном обществе образец для подражания отсутствует, в результате происходит утрата чувства собственного Я, своей реальности и идентичности. «Я - тот, кто я есть в данный момент, потом я буду другой». Если для активных типов идентичность – продукт собственного поиска, то для пассивных она заключается в продуктах групповых, мы-переживаний. Пассивные индивиды копируют стили жизни популярных людей, ТВ знаменитостей и т.п. Они стремятся к групповой принадлежности, т.е. стать частью какой-либо группы, направления, торговой марки. В современной установке личности по отношению к самой себе явно прослеживается рыночная ориентация, унаследованная от предыдущего типа социального характера.
4.                  Отношение к работе, свободному времени
Работа служит не воспроизведению жизни, а производству жизненных миров и переживаний. Современный человек много работает ради обеспечения доступа к наслаждениям и потреблению. Пассивный индивид рассматривает свою работу как большую семью, к которой он принадлежит в качестве одного из ее членов. В связи с этим большое значение придается символическим знакам и символам, унифицирующим равенство (рабочая форма одежды, лейблы, значки, корпоративная жизнь и т.п.), хорошая атмосфера в коллективе для них важнее позиции или заработной платы.
Для пассивных индивидов на первом месте стоят свободное время, досуг и потребительское поведение, открывающие дорогу к новым переживаниям. В целом постмодернистская личность как в сфере работы, так и досуга ориентирована на гедонистическое поведение.
5.                  Отношение к образованию, социальной и политической ответственности
Цель школьного и высшего образования – «изучение учения», где под учением понимается умение производить и инсценировать реальность. Обучение происходит посредством креативного производства продуктов восприятия, умствования, чувствования, повседневного поведения. Учащиеся стремятся скорее не к успеху в учебе, а к переживаниям чего-то нового и необычного.
Для пассивных типов характерно более утилитарное восприятие знаний. Образование понимается ими как потребительская возможность, доступ к распоряжениям существующими Know-how технологиями. Высокую ценность имеет инструментальное знание, основанное на коммуникации и цифровой технике.
6.                  Стиль жизни и повседневная эстетика
 Современной личности присуще новое понимание красоты: красота самоопределяется и представляет собой способ жизневыражения. Красота – это не нечто унифицированное или соответствующее образцу, это скорее переплетение различных стилей. Эстетизируются все сферы жизни. Собственный жизненный стиль украшается, оформляется, выставляется на показ. Жизнь и ее отдельные события должны быть красивыми и переживаться как праздник. В связи с этим возрастает спрос на оральные удовольствия, при этом голод направлен не на пищу, а на события, составляющие их жизнь. В этом смысле личность характеризуется рецептивной ориентацией.
Важнейшей чертой постмодернистской личности является стремление к самовоспитанию и самопроизводству – креативность. Но креативность, понимаемая не в смысле внутреннего созидания, а в смысле внешнего дизайна, украшения. У активных типов креативность производится через самопрезентацию, а у пассивных заимствуется через подражание и руководство. Пассивные личности подвержены разного рода рекламе, символам, логотипам, пропагандирующим различные, зачастую бессмысленные стили поведения.
7.                  Общественные и индивидуальные ценностные ориентиры
Современная личность отвергает сложившуюся систему ценностей, противопоставляя ей собственные ценностные идеалы. Индивид толерантно относится к чужим ценностным системам, но нетерпим к людям, пытающимся изменить его собственные представления. В связи с этим сочетание противоречивых ценностей – одна из особенностей постмодернизма. Современные индивиды не разделяют ценности, подчеркивающие социальные различия и привилегии, а напротив благоволят ценностям равенства, свободы и независимости. Пассивные индивиды привержены в основном групповым идеалам, поэтому они проявляют меньше толерантности по отношению к чужим ценностям.
В связи с релятивизацией традиционных ценностей наблюдается специфическое отношение к культуре – на место почитания таланта и искусства приходит ориентация на создание чего-то нового. Для пассивных индивидов культура – не открытая данность, а часть инсценированных миров, чье значение соизмеряется со степенью их переживания.
Современная личность стремится снять с себя все религиозные обязательства и обращается к церкви спорадически в связи с отправлением принятых в обществе определенных жизненных ритуалов (крещение, венчание, похороны и т.п.) Для нее больше характерно увлечение мистикой или другими духовными практиками, помогающими трансцендировать повседневность, раздвинуть границы времени пространства. В свою очередь пассивные индивиды воспринимают религию как способ группового существования, стремятся к поглощающим личность оккультным мирам, практикуют спортивную медитацию через интерактивные средства коммуникации.
8.                  Мышление и восприятие
В постмодернистском обществе мышление является свободным и ассоциативным, нацеленным на воспроизведение нового. Постмодернистское мышление характеризуется несвязанностью и неустойчивостью и не ограничивает себя никакими требованиями, кроме самоустановленных. Одной из особенностей постмодернистского восприятия является визуализация – то, что не представлено в визуальной форме имеет мало шансов на воспроизведение. Внимание современной личности способны привлечь лишь острые и сильные ощущения.
Активные типы эмоционально открыты, испытывают сильные чувства, выставляя их напоказ. У пассивных личностей эмоции вызываются и продуцируются искусственно фильмами, музыкой, шоу и т.п., причем положительные эмоции усиливаются в результате самообмана и потребления алкоголя и наркотиков.
Одной из уникальных черт постмодернистской личности является перверсивная реакция на такие аффекты, как страх, вина или стыд. Вместо того, чтобы испытывать традиционное чувство страха или ужаса, индивид жаждет острых ощущений испуга, вместо того, чтобы признать свою слабость, индивид демонстрирует свою чрезмерную осведомленность, вместо того, чтобы ощутить неловкость, индивид испытывает радость, обозревая чье-либо смущение или стыд.
9. Продуктивность versus Непродуктивность социального характера
В своем анализе современной личности Фанк очень пристальное внимание обращает на степень продуктивности ее социального характера. Человеческие потребности и возможности фактически оказались заменены возможностями техники и компьютеров. Человек в современном обществе сознательно и неосознанно страдает от невозможности воплотить свои интеллектуальные и человеческие качества.
Так в социальных отношениях все определяется терминами управления и программирования. Субъектом действия становится не человек, а программа или инструмент.
При этом проблема заключается не в развитии техники как таковой, а в отношении человека к технике. Личность заботится не о том, чтобы оптимизировать свои силы при помощи современных технических средств, а о том, чтобы пассивно погружаться в создаваемые этими средствами реальности.
Несмотря на то, что среди двух типов постмодернистского характера активный тип проявляет более плодотворную ориентацию в своем поведении, по сравнению с пассивным, в социально-психологическом смысле они оба сохраняют свою непродуктивность в результате отчуждения от человеческих возможностей. Эти два типа впадают в некий симбиоз или, пользуясь понятием психоаналитика Юрга Вили, вступают в «тайное соглашение» - некую тайную совместную игру, правила которой основаны на взаимных ожиданиях участников, и которая не оставляет возможности партнеру действовать по-другому. Такая взаимозависимость порождает определенные страхи у обеих сторон: у зависимых, пассивных типов – страх ошибки, несоответствия групповому, потери доступа к новому, а у подчиняющих, активных типов – страх потерять контроль, встретить непослушание.
При этом они не осознают убытки, которые им приносят подобные отношения, однако, когда происходит их осознание одним из партнеров, эти отношения неминуемо приходят к краху.
По мнению Фанка, путь к продуктивным отношениям лежит в развитии Я-компетенции, проистекающей из возможности использовать в жизни собственные потенции, различать между собой фантазии и реальность, внутренний и внешний мир.
Подводя итог рассмотрению подхода Фанка к описанию современного социального характера, следует отметить, что его анализ является наиболее удачным примером исследования из области психоаналитической социологии. Ему удалось отразить противоречивую сущность современной личности – носителя, с одной стороны, таких продуктивных черт, как креативность, спонтанность, независимость, толерантность, с другой стороны, непродуктивных черт - иррационализма, нарциссизма, гедонизма, рыночной и рецептивной ориентаций. Немецкий исследователь еще больше дополнил психоаналитический подход своего учителя социологическим контекстом.
Преимущество данного анализа заключается также в системном подходе к исследованию социального характера, позволяющем не просто раскрыть его содержание, но и проследить структуру этого явления, его основные элементы, что не удалось до конца сделать основателю концепции социального характера Э. Фромму.
Безусловно, ввиду того, что данная работа является первой и единственной на сегодняшний день значительной попыткой социо-психоаналитического исследования социального характера, она не лишена ряда недостатков, к числу которых можно отнести противоречивость некоторых данных, тавтологию, ограниченное количество сделанных выводов как с психоаналитической, так и с социологической точек зрения. Тем не менее этот анализ продемонстрировал новые возможности в современной социологии и социальной психологии и открыл дорогу исследованиям в этой области как для западных, так и для российских специалистов.
 
1)            Fromm E.& Maccoby M. Social Character in a Mexican Village//Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1970.
2)            Funk R. The Psychodinamics of the Postmodern “I-am-me” Orientation// International Conference on the Occasion of the 20 th Anniversary of the International E. Fromm Society, October 29, 2005, Switzerland
3)            Funk R. Ich und Wir. Psychoanalyse des Postmodernen Menschen.// Deutcher Taschenbuch Verlag, 2005
4)            З. Бауман Индивидуализированное общество М.: Логос, 2005
5)            Бек У.Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс – Традиция, 2000.Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы http://lib.ru/ECONOMY/inozemcew.txt
6)            Романов И. Ю. Психоанализ, общество и психоаналитики//Журнал практической психологии и психоанализа, 2 июня 2006 г.
7)            Панфилова Т. В. «Информационный человек»: личность в эпоху глобализации// http://polit.mezhdunarodnik.ru/art.php
8)            Сикорский Б. Ф. Информационное общество и проблема динамики социального характера http://old.ournet.md/~cerber/osa/Publication/pubru14.html
 
Араблинская Александра Андреевна
Аспирантка социологического факультета второго года обучения
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
E–mail: AAlexandra@yandex.ru
 
 


[1] Funk R. The Psychodinamics of the Postmodern “I-am-me” Orientation/International Conference on the Occasion of the 20 th Anniversary of the International E. Fromm Society, October 29, 2005, Switzerland
(Голосов: 1, Рейтинг: 6.02)
Версия для печати

Возврат к списку