М. Новосельская
Современное положение мусульманской диаспоры в Португалии
Аннотация: Мировые миграционные процессы на примере переселения мусульман из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Азии. Характерные для потругальских иммигрантов мусульманские группы, их характеристика и общественные организации, которые успешно реализуют множество проектов по поддержке мусульман Португалии.
Ключевые слова: Португалия; мусульмане-иммигранты; общественные организации (мусульманские).
Последняя четверть XX века недаром называется «эрой миграции».Миграционные процессы, основное направление которых – с востока на запад, достигли в эти годы небывалых масштабов. Европейская общественность, до сих пор жившая по законам толерантности и веротерпимости, вдруг оказалась перед множеством проблем и главная из них – рост числа носителей иных культур (особенно исламской), не всегда готовых жить по этим законам. Столкновение интересов принимающей стороны и переселенцев обретает особую окраску в свете событий последних лет, связанных с террористическими актами, проведенными рядом радикально настроенных исламских организаций, массовыми протестами коренных жителей разных стран, проходившими под лозунгами «Остановите исламизацию Европы!», и т.п. Португалия также не стоит в стороне от этих проблем, хотя здесь они не столь обострены, как скажем во Франции или соседней Испании. Дело в том, что хотя Португалия когда-то и являлась одной из величайших колониальных империй, тесные связи она сохранила в основном с теми государствами, которые получили независимость после революции «гвоздик» в 1974 году. Эти государства – Ангола, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи и др., не могут стать поставщиками исламской миграции для Португалии в таких масштабах, как например, Алжир для Франции. Кроме того, Португалия, будучи одним из самых слаборазвитых государств ЕС, сама является страной эмиграции. Иммигранты же зачастую лишь используют страну как «мост» в другие, более благополучные страны Европы.
Мусульманская иммиграция в Португалии стала более заметной после 1974 года и это были, в основном, выходцы из Мозамбика и Гвинеи индийского происхождения. Они покидали Африку из-за политики нового правительства и разразившейся там гражданской войны. С середины 1980-х годов в Португалии стали формироваться небольшие группы мусульман из Северной Африки, Ближнего Востока и Азии, что дало исламу в Португалии большее этническое разнообразие.
[1] В этот период число мусульман в Португалии достигло примерно 15 тысяч. В 1990-х годах эта цифра перевалила за 20 тысяч.
[2]По последним данным в Португалии проживает около 35 тысяч жителей, исповедующих ислам, это составляет примерно 0,33% от общей численности населения.
[3]
Большая часть мусульман Португалии относятся к суннитам, это в основном одинокие студенты и семьи индийского происхождения, приехавшие из Мозамбика. Их лидер – Сулейман Вали Мамед, основавший Исламский Центр в Лиссабоне. Семнадцать лет он занимал пост президента Центра и за эти годы помог многим мусульманам адаптироваться на новой родине. Центр включает в себя мечеть, построенную благодаря финансовой поддержке мусульманских стран, в особенности Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ.
Вторая по численности группа – исмаилиты (около 7 – 8 тысяч человек), также индийского происхождения (в основном из Гуджарата). Они проживают в Лиссабоне и Порту. Португальские исмаилиты весьма активны, они поддерживают тесные связи с исламскими сообществами в других странах и хорошо интегрируются. В Лиссабоне действует филиал Международного Фонда Ага Хана, который успешно реализует множество проектов по поддержке мусульман Португалии. Основные принципы, на которых базируется деятельность этой организации, это: во-первых, соблюдать свой религиозный долг и во-вторых, сохранять верность стране которая тебя приняла и правительству которое гарантирует тебе безопасность. Эта форма ислама в Португалии сохраняет равновесие между духовной и материальной стороной жизни. Особенно заметно это в подходе к образованию. Родители стараются дать своим детям хорошее образование, считаясь с их личным выбором, это касается и девушек. Отражением стремления к интеграции является также облик Центра Исмаилитов в Лиссабоне. Этот центр, созданный в конце 1990-х годов являет собой результат совместной деятельности португальского и арабского архитекторов и совмещает в своей архитектуре элементы разных культур.
[4]
На территории страны существуют различные исламистские течения, группировки и секты, такие как «Салафиты», «Такфир и хиджра» и «Таблиг Джамаат» — организация, которая имеет особый вес среди мусульман Лиссабона и в руководстве лиссабонской мечети. Ее сторонники стремятся отделить себя от окружающего общества, они отрицают западные ценности, не отдают своих детей в общественные учебные заведения и пр.
[5]Между тем, хочется отметить, что в Португалии нет активных радикальных организаций и португальские спецслужбы заявляют о том, что Португалия не входит в число стран с высоким риском террористических актов, хотя периодически и наблюдает за перемещениями по территории страны лиц имеющих отношение к «Аль-Каиде» и другим подобным группам.
[6]
Первая мечеть в Португалии открылась в 1982 году в Ларанжейру в районе Тежу. В 1985 году было практически закончено строительство крупнейшей в Португалии мечети,
[7] которая начала действовать, но окончательно была завершена только весной 2007 года. Местные власти всегда посещают церемонии открытия, показывая тем самым пример терпимости и доброжелательного отношения к другой культуре. К 2008 году в Португалии было открыто двенадцать мечетей и около семнадцати официальных молельных домов, что говорит о высокой религиозной активности мусульман Португалии в сравнении с иммигрантами, например, из Восточной Европы, исповедующих православие, на 80-90 тысяч которых существует всего один приход и две часовни.
[8] Также на территории Португалии существуют мусульманские образовательные учреждения, такие как школы, Португальский центр изучения ислама и Ассоциация мусульманского образования. Кроме того, здесь издается газета «Аль Фурган» и множество брошюр и монографий на исламские темы и ежегодно осенью проводятся ярмарки исламской книги, которые привлекают не только мусульман. Кроме того, некоторые периодические издания публикуют сведения о мусульманских праздниках и сообщения о жизни мусульманского сообщества. Передачи на религиозные темы существуют на португальском телевидении. Однако, ввиду того, что время выделяемое государственными каналами для различных религий различно и зависит от численности сообщества, мусульмане оказываются здесь существенно обделенными.
Уровень политической активности среди иммигрантов-мусульман можно охарактеризовать как нулевой и, по всей видимости, это их личный выбор. Низкая политическая активность этой части населения страны частично обусловлена и тем, что здесь пока еще нет второго поколения иммигрантов, для которого Португалия станет родным домом. Однако, по мере того, как мусульмане будут укореняться в Португалии, их уровень участия в социальной и политической жизни государства безусловно будет расти.
[9]
Экономическое положение у многих иммигрантов-мусульман в Португалии примерно такое же, как и то, которое было у них в стране исхода. Так, если иммигрант в своей стране принадлежал к среднему классу, то и здесь он нередко находит работу согласно своей квалификации, например в коммерческих и банковских структурах. Многие иммигранты занимаются торговлей. Сообщество исмаилитов более экономически благополучное и многие из его членов являются успешными бизнесменами. Но для многих (около 1/3) мусульман, принадлежавших к беднейшим слоям населения в своих странах, возможностей для интеграции в Португалии гораздо меньше, ввиду того, что здесь они занимают точно такое же положение, то есть живут в крайней бедности. Среди них высок уровень безработицы и те, кто работает, заняты в основном в секторах, где необходим неквалифицированный, ручной труд, таких как строительство, уборка и т.п.
[10] Безусловно, существует множество нерешенных проблем в жизни мусульманского сообщества Португалии: это и экономическая нестабильность, и трудности с трудоустройством, и ограничения, связанные с возможностью осуществлять религиозные предписания. Но в целом, жизнь мусульман в Португалии можно охарактеризовать как более спокойную, нежели в других странах ЕС и адаптация их проходит относительно мягко.
[1] Loja F.S. Islam in Portugal//Islam , Europe’s Second Religion: the new social, cultural and political landskape Р.191-202
[2] Tiesler N.C. Muculmanos na margem: a nova presence islamica em portugal// Sociologia. 2000. №34
[3]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B
[4] Tiesler N.C. Muculmanos na margem: a nova presence islamica em portugal// Sociologia. 2000. №34
[5] Tiesler N.C. Muculmanos na margem: a nova presence islamica em portugal// Sociologia. 2000. №34
[6]
У Португалии есть опыт «пассивных форм» взаимодействия с террористами // Институт религии и политики. 31.05.2008
[7] Loja F.S. Islam in Portugal//Islam , Europe’s Second Religion: the new social, cultural and political landscape. Р.191-202
[8]”Imigracao, Fronteiras e Aliso// Relatorio de Actividades. 2006 SEF. P.89-100
[9] Loja F.S. Islam in Portugal//Islam , Europe’s Second Religion: the new social, cultural and political landscape. Р.191-202
[10] Loja F.S. Islam in Portugal//Islam , Europe’s Second Religion: the new social, cultural and political landscape. Р.191-202