30-11-2021
[ архив новостей ]

Исследование восприятия времени в контексте жизненной активности человека

  • Дата создания : 02.11.2009
  • Автор : А.В.Козлова
  • Количество просмотров : 6202
А.В.Козлова
Исследование восприятия времени
в контексте жизненной активности человека
 
С новой остротой ставит проблематику психологии времени возросшее количество ситуаций неопределенности, риска, усложнение социально-психологического профиля жизненных задач, стремительность старения знаний на фоне роста информации и мн. др. Что влияет на умение и способность использовать время? Как человек распоряжается этим ресурсом?
Обзор литературы по проблеме показал, что проблема восприятия времени и активности человека находила интересные методические решения и разнообразную нюансировку [5, 7, 9, 15, др.].
Наиболее плодотворным является направление, связанное со способом жизни (Л.Кублицкене, В.Ф.Серенкова, В.И.Ковалев, Е.С.Кузьмин, др.). Например,  было показано, что обыденный способ жизни характеризуется суженностью временного кругозора, поверхностным, односторонним и стереотипным характером восприятия событий, социальной пассивностью, зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей. Представителям более действенного способа жизни - энергичным натурам с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным стилем мышления также присущ узкий, ограниченный и свернутый временной кругозор, они живут, в основном, заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а их более отдаленные временные перспективы жизни чаще носят утилитарный характер. Людям с созидательно-преобразующим отношением ко времени (и жизни в целом) присуще глубокое, разностороннее и реалистичное осознание сложных и противоречивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени, продуктивность и плодотворность жизнедеятельности, оптимальное распределение и использование времени для различных дел. То есть, ценностные аспекты влияют на особенности восприятия и распоряжения временем.
Наряду с ценностно-потребностными ориентациями, специфику восприятия времени определяют и другие факторы. Влияют такие признаки, как преобладающее настроение, его знак, тип и уровень выраженности (С.В.Зимина [5]); подвижность (многие из тех зон мозга, которые отвечают за определение времени, играют ключевую роль в контроле движений и в подготовке к действию (Д.Кулл, Т.Шарма [по 10])); пол (мужчины и женщины по-разному воспринимают время в разные периоды жизни (Б.Нойгартен [по 16], Н.Г.Черепанова [по 4])); самооценка (если достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста, если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе (Е.В.Некрасова [12])); медикаменты и др. средства, оказывающие воздействие на ритмику организма, влияют на восприятие течения времени (Д.Креч, Р.Крачфилд, Н.Ливсон [6]). К другим факторам относят: взросление человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образование, индивидуальные характеристики (тип ВНД, доминирующее полушарие в работе мозга, ведущий анализатор и др.), личностные характеристики (доминирующие отношения, определяющие направленность и степень продуктивности внимания, памяти, мышления, воображения, способности и др.) [1].
Тем не менее, отсутствуют работы, в которых ставилась бы проблема активности человека и восприятия времени, определяемого через события. В психологии можно определять время через события (прошлые, настоящие, будущие) [4, 14 и др.]. Событием называют явление или действие, имеющее как психическую (ментальную, душевную) природу, так и природно-материальную основу (поступок, общественно-исторический факт). В этой логике событием можно считать «переживание» (Е.И.Головаха, А.А.Кроник [3]), «пиковое переживание» (Laski; Maslow [по 8]).
Зависит ли восприятие времени от жизненной активности человека? Можно ли выявить частоту событий в различные возрастные периоды и по ним анализировать специфику восприятия и организации человеком времени собственной жизни? Как восприятие времени людьми разного возраста влияет на распоряжение временем своей жизни, на оценку ее качества и продолжительности? Для ответа на эти вопросы было проведено исследование.
 
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 92 человека в возрасте от 17 до 80 лет, которые следующим образом распределились по возрастным группам: 17–23 г. – 23 человека, 24–35 – 19 человек, 36–55 – 29 человек, 56–65 – 11 человек, старше 66 – 10 человек.
Применялась методика «Индивидуальная минута» (отмеривание интервала времени в 60 сек.) и опросник поведенческих установок и поисковой активности (BASE), разработанный В.С. Ротенбергом и А.Л. Венгером [13]. В его основу положена концепция поисковой активности, предложенная В.С. Ротенбергом. Поисковая активность положительно связана с ощущением самоэффективности, т.к., с одной стороны, требует больших усилий и совершается в неопределенной ситуации (поэтому поисковое поведение трудно инициировать без веры в себя, без высокой самооценки), с другой - сохранение активности в стрессовой ситуации повышает самооценку. По результатам данной методики можно косвенно судить, в целом, о жизненной активности человека.
Методика Л.Ф. Бурлачука «Психологическая автобиография» позволила собрать данные о количестве вспомненных событий и их видах [2]. Методика позволяет распределять вспомненные события по 12 видам: 1 (родительская семья), 2 (брак, семейная жизнь), 3 (дети, внуки), 4 (место жительства, переезды, путешествия), 5 (здоровье), 6 («Я»), 7 (общество), 8 (межличностные отношения), 9 (материальное положение), 10 (учеба, повышение квалификации), 11 (работа), 12 (природа, животные).
Метод анкеты и интервью дополнил результаты сведениями о том, как респонденты распоряжаются своим временем (проведение выходного дня, количество совмещений с основной работой, предполагаемая продолжительность жизни и мн.др.).   
Данные собирались на протяжении 2007–2008 гг. Обработка результатов осуществлялась с помощью программного пакета SSPS 13.0. Статистическая значимость оценивалась по критерию Манна – Уитни. Значимые на уровне 5% различия отмечены в таблицах звездочкой.
 
Результаты
Предполагалось, что общее количество событий, вспоминаемых человеком, связано с его активностью, которая в нашем исследовании выступила интегральным понятием, содержащим такие переменные, как образование, профессиональная занятость, наличие совмещений, продолжительность рабочего дня, наличие выходных дней, стаж, научная степень, количество детей, количество времени для себя и др. Между собой эти переменные связаны (образуют корреляционные плеяды), что указывает на обоснованность операционализации  такого интегрального понятия, как «активность». Были выделены 6 уровней сложности деятельности. Однако, результаты показали, что общее количество событий не имеет сильной связи с выделенным обобщенным показателем.
Вместе с тем, показатель «сложность деятельности» оказался обратнопропорционально связан с «возрастом, на который ощущает себя человек» (r = -0,42; p < 0,01), с «возрастом, в котором хотелось бы пожить подольше» (r = -0,42; p < 0,01), с наличием своих детей (r = -0,30; p < 0,05).
По отдельности признаки, которые входили в объединенный интегральный показатель активности личности («сложность деятельности»), образовывали интересные статистически значимые зависимости, подтверждающие ценностно-смысловую обусловленность восприятия человеком времени. Так, на статистически значимом уровне (p < 0,05) общее количество событий связано с образованием (r = 0,45) и возрастом, на который ощущает себя человек (r = 0,4). Количество совмещений с основной работой оказалось значимо связано с таким признаком, как «возраст, когда время стало бежать быстрее» (r = 0,47 p < 0,05). Стаж работы (на высоком уровне значимости p < 0,01) коррелирует с такими признаками, как «возраст остановки» − возраст, в котором хотелось бы пожить дольше (r = 0,45) и «возраст, когда время стало бежать быстрее» (r = 0,62). Тем самым, получено косвенное подтверждение значимости заявленных параметров для количества вспомненных событий. Но их влияние опосредованное, не прямое.
Поскольку в литературе многочисленны работы, исследующие восприятие коротких временных интервалов, было интересно посмотреть, как представители разного типа активности отмеривают заданный короткий интервал. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1. Выполнение методики «Индивидуальная минута»
при разном типе поведения
Оценка показателя
Предпочитаемый тип поведения (BASE)
 «Индивидуальная минута»
поисковая
активность
стереотип.
пов.
хаотич.
 пов.
отказ
от поиска
превышение минуты
-
37,5%
-
-
уменьшение минуты
60,0%
37,5%
-
100,0%
точно минута
40,0%
25,0%
100,0%
-
Между группами «стереотипное поведение» и «отказ от поиска» обнаружены различия на статистически значимом уровне (p < 0,05). Из табл. 1 видно, что при предпочтении типа «хаотическое поведение» отмеривание временного интервала было наиболее точным. Уменьшение минуты свойственно большинству типов, но ярче выражено при отказе от поиска. К превышению интервала в одну минуту склонны оказались только представители стереотипного поведения. Для выводов по полученным результатам не хватает данных, которые могли бы объяснить наблюдаемые особенности распределения результатов. Возможно, они чувствительны и к возрастным особенностям участников исследования.
Взаимосвязь типа активности с количеством событий на статистически значимом уровне не подтвердилась, однако были выявлены следующие интересные тенденции. Результаты показали, что у респондентов в юношеском возрасте (17−23) представлены все типы активности, кроме типа «отказ от поиска», в молодости (24−35) сочетаются стереотипная и поисковая активность, большинство респондентов 36−55 лет характеризуются поисковой активностью, а вот лицам старше 66 лет свойственен отказ от поиска (см. гистограмму 1).
Гистограмма 1. Распределение типов активности людей разного возраста
 
 
Полученные результаты позволяют предположить, что тип активности может меняться с возрастом, самооценкой, социально-психологическими условиями и другими признаками. Возможно, этим объясняется наблюдаемый, в целом, меньший объем запоминания событий в старшем возрасте, т.к. предпочитаемый тип активности («отказ от поиска») не располагает к восприятию новой информации и новых впечатлений, что отнюдь не равнозначно их отсутствию в жизни.
Эти данные интересно сопоставить с мнением респондентов о том, в каком возрасте, по их мнению, помнится больше всего событий (гистограмма 2).
Гистограмма 2. Соотношение типа активности и возраста, в котором больше всего (по субъективным ощущениям) помнится событий
 
Можно отметить следующие интересные тенденции. Люди с поисковым типом активности субъективно считают, что событий много в любом возрасте, а те, кто предпочитает в жизни «отказ от поиска» (другой тип активности), самым богатым на события считают период молодости. Разнообразие ответов свойственно первым двум предпочитаемым типам поведения (поисковая активность и стереотипное поведение) и приобретает односложность ответов при двух других типах предпочитаемого поведения. 
Содержательная структура событий, вспоминаемых участниками исследования, анализировалась с помощью классификации, предложенной Х.Ризом (H.Reese) и М.Смайером (M.Smyer) [по 2].
Таблица 2. Количество событий разного типа
при разных видах поисковой активности
Предпочитаемый
Типы событий
тип поведения
Личностно-психологический
Измен.-я социальной среды
Биологический 
Измен.-я физич. среды
Поисковая активность
31,7*
14,7
7,7
4,7
Стереотипное пов.
39,4
14,3
6,8
4,0
Хаотичное пов.
25,7
16,0
7,5
5,5
Отказ от поиска
92,5*
16,5
12,0
8,0
Результаты, представленные в табл. 2 показывают, что на первое место по количеству событий выходят те воспоминания, что связаны с личностными изменениями (выбор жизненного пути, использование свободного времени), на втором – события, связанные с социальными изменениями (продвижение по службе, вступление в брак, «поступил в университет», «первая работа» и т.д.). На третьем месте - события «биологического» типа (рождения детей и смерти, болезни, травмы и др.). В структуре субъективного восприятия времени наименее представлены события, связанные с изменением физической среды (переезды, смена жительства, землетрясение, полет и др.) – четвертое место по количеству вспомненных событий. Данное распределение событий прослеживается при разных видах поисковой активности.
При этом, если количество событий разного типа примерно одинаково у представителей всех типов активности, то объем событий личностно-психологического типа в три раза больше у представителей типа «отказ от поведения». Возможно, отказ от поиска, как тип активности, компенсируется наращиванием числа вспоминаемых событий, свидетельствующих об активности в прошлом. А представители других типов поведения свою активность направляют на проживание настоящего момента, а не на вспоминания.
Методика «Психологическая автобиография» позволяет распределять вспомненные события по 12 видам. И если по большинству видов различия случайны, то события, связанные с детьми, внуками (3 вид), с обществом (7 вид), материальным положением (9 вид) и учебой разного рода (10 вид) для некоторых типов поисковой активности составили исключение (табл. 3).
Таблица 3. Количество событий разного вида
при разных видах поисковой активности
Предпочитаемый тип поведения
Виды событий
 
Дети, внуки
Общество
Материальное положение
Учеба
Поисковая активность
9,5*
3,3
2,5*
5,3
Стереотипное пов.
11,6
1,6*
3,9
7,1*
Хаотичное пов.
12,0
1,8 (*)
2,5 (*)
4,8
Отказ от поиска
34,0*
8,0* (*)
9,0* (*)
2,0*
Из табл. 3 видно, что при «отказе от поиска» количество вспоминаемых ими некоторых событий, превышает количество аналогичных событий у представителей других типов активности. Кроме событий, связанных с учебой. Поскольку тип активности «отказ от поиска» в данном исследовании принадлежит людям  > 66 лет, то можно было бы предположить, что с возрастом накапливается и количество вспоминаемых событий. Также с возрастом должна накапливаться доля вспоминаемых событий, связанных с обучением разного рода. Однако этого не происходит: в 3,5 раза реже вспоминаются события, связанные с учебой при отказе от поиска, чем, например, при стереотипном типе поведения.
Здесь следует учесть вот какие нюансы. Во-первых, другие восемь видов событий из 12, не обнаруживают в количественном отношении значимых расхождений при разных типах активности. Во-вторых, специфическое отношение к учебе, связанное с готовностью учиться на протяжении всей жизни, начинает осознаваться как социальный заказ и необходимость лишь в 90-е годы прошлого столетия. Представители старшего поколения имеют другое ценностное отношение к учебе, нежели сегодняшние 40-50-летние. Возможно, картина изменится, когда те, кому сегодня 35-50 лет переступят рубеж 65-66 лет и расхождения сгладятся. Трудно определенно сказать, имеют ли аналогичную природу (ценностную) расхождения по количеству события, связанные с материальным положением и обществом. Однако статистическая значимость этих различий привлекает к себе внимание и требует дополнительного анализа. Возможно, все же эти типы событий чувствительны именно к особенностям активности человека, связанной не столько с возрастом, сколько с отказом от поиска.
Респондентам был задан вопрос: какие, по их мнению, события лучше всего запоминаются, остаются в памяти? 60% ответили, что как правило, это положительные, эмоционально-яркие события, на втором месте с большим отрывом (12%) события «тематические» (семья, работа, дети, др.), на третьем (по 8%) «свежие» и важные, связанные с собой события, и на последнем (по 4%) события, в которых ощущают себя успешными или любые, даже самые незначительные. В табл. 4 представлено распределение ответов по типам предпочитаемой активности.
Таблица 4. События, которые лучше всего запоминаются, по мнению представителей разных типов активности
События,
Предпочитаемый тип поведения (BASE)
лучше всего запоминающиеся
поисковая
активность
стереотип.
пов.
хаотич.
 пов.
отказ
от поиска
важные, связанные с собой
16,7%
-
-
-
эмоциональные
50,0%
55,6%
66,7%
100,0%
тематические
16,7%
11,1%
33,3%
-
Недавние
16,7%
11,1%
-
-
когда я успешен
-
11,1%
-
-
даже самые незначительные
-
11,1%
-
-
Из табл. 4 видно, что при любом типе активности доминируют эмоциональные, яркие события. Однако, разнообразие ответов присуще при поисковом и стереотипном типе предпочитаемого поведения, меньшая вариативность характеризует хаотичный тип и «отказ от поиска».
Распоряжение временем, его организация, были представлены в исследовании целым рядом вопросов. Вопрос о предполагаемой продолжительности жизни для опрошенных оказался непростым и треть участников исследования ответили «не хочу задумываться», «не знаю» или оставили просто без ответа. Большая доля таких ответов пришлась на возраст 17-23 года, хотя они были практически в каждой возрастной группе.
Из тех, кто ответил, 43,9% предположили, что вероятнее всего проживут 70-90 лет.  Ответ «более 91 года» давали преимущественно те, в чьих семейных историях есть долгожители. Ответы «до 60», «65 лет» встречаются только в группе юных и молодых респондентов. Начиная с периода зрелости, человек склонен удлинять предполагаемую продолжительность собственной жизни, т.е. происходит переоценка ресурса времени.
Пятая часть респондентов отметили, что продуктивным периодом своей жизни они могут назвать время, начиная с «подросткового возраста до настоящего периода». Скорее всего, это связано с возрастанием социальной активности и осознанием этого факта (потому, что некоторые определяли этот период как «сознательный»). Корреляционный анализ показал, что существует зависимость между такими признаками, как «количество вспомненных социально-окрашенных событий» и «самый продуктивный возраст» (r = 0,45) (для сравнения: связь с признаком «количество личностно-окрашенных событий» слабая (r = -0,19)). Таким образом, восприятие времени взаимосвязано с оценкой человеком себя, результатов своей деятельности, а именно: социально-полезной направленности собственной активности.
Выше мы отметили тенденцию удлинять с возрастом горизонты продолжительности жизни: т.е. изменение оценки длительности времени. Оказалось, что это не всегда совпадает с потребностью насытить, разнообразить проживаемый период жизни. Частично, это иллюстрируют гистограммы 3 и 4.

Из гистограммы 3 можно видеть: в возрасте 36-55 лет появляется ответ «выходных нет» и значительно возрастает доля домашней работы, а к возрасту 56-65 лет и старше наблюдается сужение разнообразия выходных. Возможно, наряду с социально-экономическими причинами, действуют и психологические причины изменения досуга, который требует организации, активности от самого человека и потребности насытить время интересными и разнообразными событиями. Обнаружена корреляционная зависимость между такими параметрами, как «возраст остановки» (возраст, в котором хотелось бы пожить дольше, если бы такая возможность вдруг представилась) и «заполнение выходного дня» (r = 0,74).
 

Гистограмма 4 показывает, что в юности выходные дни заполнены двумя-тремя и более занятиями. В молодости растет доля тех, чьи выходные заполнены шестью и более видами занятий. Можно предположить, что навык управления, организации своего времени совершенствуется. В зрелости начинают появляться «моно-выходные», т.е. когда за выходной день человек делает что-либо одно и снижается частота ответов, описывающих шесть и более занятий. Но по-прежнему достаточно активно представлены ответы, содержащие от 2 до 5 занятий, выполняемых за выходные.
В следующий возрастной период (пожилой возраст) выделяются условно две категории: те, чьи выходные посвящены чему-либо одному, и те, чьи выходные охватывают четыре-пять видов занятий (занятость внуками, продолжение работы, совместительство, хобби и др.). Возраст > 66 лет представлен также двумя категориями: теми, чьи выходные заполнены двумя-тремя видами занятий и четырьмя-пятью занятиями. Это как будто не совпадает с данными гистограммы 3. Однако ответы указывают на большую монотонность: отдельным делом считается и уборка, и поход в магазин, и др., что входит в круг домашней работы. Но с возрастом каждое становится отдельным событием. Также нельзя исключать и другое возможное объяснение: третий возраст меняет когнитивные характеристики [11], что наверняка сопровождает изменения в организации собственного времени. Также следует помнить о том, что часть людей данного возраста, адаптируясь к жизни на пенсии, получают новую для себя возможность и могут более разнообразно заполнять свой досуг.
Таким образом, разные аспекты жизненной активности (предпочитаемый тип поведения, заполнение выходного дня, сложность деятельности и др.) связаны с восприятием и соответственно организацией времени (оценка насыщенности периодов жизни, предполагаемой ее продолжительности, реальным наполнением событиями, представлением о разнообразии событий, сохраняемых в памяти, отмеривание коротких интервалов времени и др.).
 
Выводы
1.                            Восприятие времени, измеряемое количеством вспомненных событий, не обнаруживает статистически значимой связи с предпочитаемым типом поведения (измеряемым по методике BASE). Получено косвенное подтверждение значимости параметров, отнесенных к признаку «сложность деятельности» для количества вспомненных событий. Но их влияние опосредованное, не прямое.
2.                Предположительно, тип активности меняется с возрастом, самооценкой, социально-психологическими условиями и другими признаками, что отражается на количестве вспоминаемых событий, относящихся к разным периодам жизни.
3.                Организация собственного времени (распоряжение временем своей жизни) на примере выходного дня показала, что в возрасте 36-55 лет впервые появляется ответ «выходных нет» и значительно возрастает доля домашней нагрузки, а к возрасту 56-65 лет и старше наблюдается сужение разнообразия выходных, тогда как наибольшее разнообразие приходится на юность и молодость. Предположительно, навык управления, ресурсами времени совершенствуется в период 24-35 лет (? сензитивный период).
4.                Самый продуктивный (по субъективной оценке) возраст оказался взаимосвязан с событиями социально окрашенными, что подтверждает наблюдение: восприятие времени и умение распоряжаться этим ресурсом связано с жизненной активностью личности.
5.                Люди с поисковым типом активности субъективно считают, что событий много в любом возрасте, а те, кто предпочитает в жизни «отказ от поиска» (другой тип активности), самым богатым на события считают период молодости.
6.                При любом типе активности в структуре воспоминаний доминируют эмоциональные яркие события. Однако разнообразие ответов наблюдается при поисковом и стереотипном виде предпочитаемого поведения. Меньшая вариативность характеризует хаотичный тип и такой предпочитаемый тип поведения как «отказ от поиска».
7.                Содержательно и количественно вспоминаемые события не имеют существенных различий при разных типах активности. Исключение составили вспоминаемые события, связанные с детьми, обществом, материальным положением, учебой и события личностно-психологического типа. 
8.                Восприятие времени людьми разного возраста влияет на оценку продолжительности жизни: начиная с периода зрелости, происходит удлинение предполагаемой продолжительности собственной жизни, т.е. происходит переоценка ресурса времени.
 
 
1.     Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют. // Мир психологии. - 1999. - № 4 (20). - С. 26-29.
2.     Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М., 1998.
3.     Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологический возраст личности / А.А. Кроник, Е.И. Головаха // Психологический журнал. – М., 1983. - №5. - С.57 – 65.
4.     Горбунова Г.П. Психологическое время в структуре самосознания взрослого человека. [Электронный ресурс] //  http://hpsy.ru/public/x2461.htm. (дата обращения: январь 2008).
5.     Зимина С.В. Клинико-характерологические аспекты восприятия времени человеком. [Электронный ресурс] //    http://www.trames.ru/eoireitumdem/library/hronos/zimina_kliniko.html (дата обращения: декабрь 2007).
6.     Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени (D. Krech, R. Crutchfield and N. Livson. Elements of psychology. N. Y., 1969, pp.219-229.) [Электронный ресурс] //    http://log-in.ru/articles/87/ (дата обращения: ноябрь 2008).
7.     Лебедева Е.В. Особенности восприятия времени людьми пожилого и старческого возраста: Автореф. …канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2004.
8.     Маслоу А. Дальнейшие рубежи развития человека.  Ценности. Слияние фактов и ценностей. [Электронный ресурс] // http://www.i-u.ru/biblio/archive/maslou_dalneyshaja/02.aspx (дата обращения: ноябрь 2009).
9.     Митина Л.М. Восприятие времени в зависимости от сложной деятельности // Сенсорные и сенсомоторные процессы. - М., 1972.
10. Скука и время. / Научно-медицинский журнал Cen.Med.ru. [Электронный ресурс] // http://www.genmed.ru/med_p_811_03.html  (дата обращения: декабрь 2007).
11. Нейросетевые механизмы когнитивной гибкости [Электронный ресурс] / Терехин А.Т. [и др.] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 4(6). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: октябрь 2009).
12. Некрасова Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: Автореф. …док. психол. наук. – Барнаул, 2005.
13. Ротенберг В.С., Венгер А.Л. BASE (Опросник поведенческих установок и поисковой активности): руководство по применению. – М.: Изд.-во СГУ, 2007.
14. Семенова М.Н. Ментальные репрезентации времени и пространства: Автореф. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2008.
15. Удачина П.Ю. Личность как субъект организации времени: Автореф. …канд. психол. наук. – Краснодар, 2006.
16. Шихи Г. Возрастные кризисы: Ступени личностного роста [Электронный ресурс] // http://nkozlov.ru/library/psychology/d2909/print/?full=1 (дата обращения: декабрь 2007).
 
Сведения об авторе
Козлова Анастасия Владимировна
Кандидат психологических наук
Доцент кафедры практической и экспериментальной психологии Современной гуманитарной академии
 
(Голосов: 1, Рейтинг: 4.84)
Версия для печати

Возврат к списку