Еще раз о «шее ноги» в поэме «Черный человек»
-
Дата создания : 13.12.2010
-
Автор : В.А. Дроздков
-
Количество просмотров : 3956
В.А. ДРОЗДКОВ (г. Москва).
Еще раз о «шее ноги» в поэме «Черный человек».
Обсуждение вопроса о том, как же надо писать – «на шее ноги» или «на шее ночи», – продолжается уже несколько десятилетий. К его обсуждению в разное время подключались известные текстологи, почерковеды, специалисты по есенинской поэтике. Есенин нигде, даже в имажинистских произведениях, не отступает от мысли о том, что образы должны создаваться и функционировать в языке по определенным законам. Как какое-то чужеродное тело словосочетание «шея ноги» предстает не только в образном строе есенинской поэзии, но и на фоне образотворчества поэтов – современников Есенина. У этих поэтов встречаются метафорические конструкции со словом «шея» в родительном падеже: «И узкой шеи стебель, / И плеч углы» (А.Мариенгоф); «Ты прекрасен, мол твердой шеи, / Под неразберихой волос» (В.Шершеневич); «Лебеди шей колокольных / Гнитесь в силках проводов» (В.Маяковский). Слова, принадлежащие к разным семантическим полям, несходные и далекие по смыслу в обычном нормативном общелитературном языке, в поэтических текстах сближаются по смыслу и становятся сходными.

Версия для печати