21-04-2021
[ архив новостей ]

Секция Поздней античности, Византии и Христианского Востока

  • Автор : А. С. Балаховская, Л. Р. Франгулян, Д. Л. Шукуров, А. В. Котова, П. К. Доброцветов
  • Количество просмотров : 183

А. С. Балаховская (Москва)

Пифагор и Антоний Великий. Специфика образа героя в произведениях «О пифагоровой жизни» Ямвлиха и «Житии Антония Великого» Афанасия Александрийского

Христианская биография, то есть житие святого, своими истоками восходит к жанру античной биографии. Непосредственным предшественником христианской биографии, первым образчиком которого было «Житие Антония Великого» Афанасия Александрийского, была позднеантичная биография «божественного мудреца». Одной из них является сочинение Ямвлиха «О пифагоровой жизни», которое многими исследователями рассматривалось как источник «Жития Антония Великого». С. Робинсон, например, указывал на многочисленные параллели между образом Пифагора и образом Антония Великого и предполагал, что произведение Афанасия Александрийского представляет собой христианскую полемику с последователями неопифагорейской философии. Однако для того, чтобы оценить действительное соотношение между образами этих героев, следует учитывать, что существуют два типа агиографического дискурса: языческий и христианский. В христианском агиографическом дискурсе, в отличие от языческого, имеет место четкое разделение между Богом и человеком; добродетель здесь – это не философская добродетель, как, например, доблесть, мужество, а следование Христу, чудеса творятся не своей силой, а силой Божией и др. При сравнении между собой образов Пифагора и Антония, специфика христианского агиографического дискурса становится очевидной. И Пифагор, и Антоний являются выдающимися людьми, чудотворцами, пророками, наставниками, но если Пифагор изображен как имеющий божественную сущность, то Антоний – как человек, последователь Христа, получивший божественную помощь.

Александра Сергеевна Балаховская, д.ф.н., Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН

 

Л. Р. Франгулян (Москва)

Коптский цикл Ариана как воплощение новозаветного сюжета

Цикл Ариана состоит из трех мученичеств – Асклы, Филемона и Аполлония и самого Ариана. Этот цикл считается самым ранним в коптской литературе. В первом тексте Ариан выступает как размышляющий гонитель, во втором – как жестокий гонитель, в третьем – как мученик. Этапы развития персонажа соответствуют этапам биографии апостола Павла. Таким образом, коптские агиографы представили перед своими слушателями известный сюжет. Остается открытым вопрос об оригинальном языке этого цикла, хотя Мученичество Асклы, предположительно, всё-таки было написано на коптском языке.

Лилия Рубеновна Франгулян, к.ф.н., Институт Востоковедения РАН

 

Д. Л. Шукуров (Иваново)

Библейское имя Бога в литературных текстах ориентальных церквей

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-012-00041.

Доклад посвящён филологическому рассмотрению принципов номинации Бога в литургической практике древних ориентальных христианских Церквей в связи с вопросом о почитании имени Бога. Предметом изучения являются принципы номинации Бога в литургических текстах ориентальных традиций. Автор рассматривает с лингвокультурологической точки зрения религиозные трактовки имени Бога в ракурсе литургического богословия. Особое внимание уделяется анализу особенностей формирования структурных частей ориентальных анафор в контексте разрабатываемой лингвистической герменевтики имени Бога. Новизна данной научной работы заключается в том, что в ней изучаются принципы номинации Бога в ориентальных литургических текстах и обнаруживается их сходство с доктриной ономатодоксии. В докладе представлена развёрнутая герменевтическая характеристика этих принципов.

Дмитрий Леонидович Шукуров, д.ф.н., Ивановский государственный химико-технологический университет

 

А. В. Котова (Санкт-Петербург)

Сравнения в поэмах Драконция

Развитие античной эпической поэзии характеризуется восприятием культурного и литературного наследия и созданием на его основе новых деталей и черт. Драконций, один из последних поэтов поздней античности, с особенным вниманием относился к эпической составляющей своих поэм. Как отмечается исследователями его стиля, в текстах Драконция прослеживается влияние Вергилия, Овидия, Стация, Лукана, Валерия Флакка, Силия Италика. В частности, среди эпических приемов необходимо отметить роль сравнений. В поэмах Драконция имеют место как краткие, так и развернутые сравнения. По структуре последние можно классифицировать как одиночные (с одним образом сравнения) и двойные (с двумя образами сравнения при одном объекте). С точки зрения формы и содержания сравнения созданы Драконцием с опорой на традиционные принципы, при этом поэт не слепо копирует классические римские образцы, но адаптирует их и выражает ими свою индивидуальность.

Анастасия Викторовна Котова, к.ф.н., Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины

 

 

 

П. К. Доброцветов (Сергиев Посад)

Тема человека в труде Феодорита Кирского

«Лечение эллинских недугов»

«Лечение эллинских недугов» — важный апологетический труд блж. ФеодоритаКирского (393–466), обращенный к языческой аудитории и более других произведений Феодорита демонстрирующий его эрудицию в классической античной литературе. В данном сочинении автор сравнивает христианские и языческие ответы на фундаментальные вопросы философии и религии, чтобы выявить превосходство Евангелия и христианства. Феодорит показывает разногласия языческих философов Античности между собой в их представлениях о человеке: его происхождении, составе, предназначении, посмертной судьбе. Он также раскрывает их ложность посредством апелляции к здравому смыслу и истинному — библейско-христианскому учению о человеке. Блж. Феодорит противопоставляет античному антропологическому пессимизму, фатализму, тнетопсихизму, метемпсихозу, элитаризму, мужскому шовинизму и эллинскому национализму — антропологический христианский оптимизм, эсхатологизм, учение о бессмертии души, о внутренней свободе, равноправии полов, интернационализм христианства и связную религиозную концепцию устроения человека.

Павел Кириллович Доброцветов, к.ф.н., кандидат богословия, Московская Духовная Академия РПЦ

 

(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку