21-04-2021
[ архив новостей ]

Секция Африки

  • Автор : О. Ю. Завьялова, А. В. Ляхович, С. В. Прожогина, Н. Д. Ляховская
  • Количество просмотров : 177

О. Ю. Завьялова (Санкт-Петербург)

Юмор в жанрах устной традиции манден

У народов манден юмор играет огромную роль как в повседневной жизни, так и в традиции. Юмор характерен для абсолютного большинства сказок о животных, сегодня часть таких сюжетов наряду с рассказами о ворах, мошенниках и городскими смешными историями стали основой для жанра анекдота. Также нельзя не упомянуть традиционный театр Котеба, который высмеивает недостойное поведение людей, а герои часто совпадают с героями анекдотов. Традиционные устойчивые шутки, характерные при общении представителей определенных джаму (кланов), которые находятся в шуточном родстве друг с другом, также пересекаются с юмором других жанров устной традиции. Такого рода юмор является одним из основных регуляторов поведения. Для него характерны определенные ограничения, которые определены культурными нормами. Человека можно высмеять (это является нормой и на такие шутки не обижаются), однако, человека запрещено унижать, обижать его или его родственников, шутить о его матери.

Ольга Юрьевна Завьялова, к.ф.н., Санкт-Петербургский государственный университет


А. В. Ляхович (Санкт-Петербург)

Отражение массовой культуры в печатных СМИ Северной Нигерии начала 2000-х годов

Современная массовая коммуникативная культура Нигерии зародилась и сформировалась в ходе процесса модернизации, инициированного британской колониальной администрацией с конца XIX в. Рассматриваемые в докладе журналы занимают отдельное место в истории печатных СМИ на языке хауса, поскольку воплощают весь опыт, накопленный за чуть более 60 лет с того момента, как на Севере Нигерии была основана первая газета. Издания отражают специфику культуры региона, являются экспериментальной по своему характеру формой массовой культуры и коммуникации. Обнаруживаются связи с политической сферой, религией, здравоохранением и др. Особенно тесно они связаны с развлекательной сферой (музыка, кино и популярная литература). В то же время, нельзя сказать, что назначение журналов определяется исключительно обслуживанием соответствующих сфер массовой развлекательной культуры.

Анастасия Викторовна Ляхович, к.ф.н., Санкт-Петербургский государственный университет

 

 

С. В. Прожогина (Москва)

Пассеизм и тревога за Будущее
в творчестве современных магрибинских писателей

В творчестве франкоязычных писателей стран Магриба в начале 50-х гг. ХХ в. в эпоху отвоевания Независимости (книги марокканца Д. Шрайби и тунисца А. Мемми), мотив обращения к прошлому был неслучаен. Резкость критического реализма в их произведениях была обусловлена и колониальным гнетом, и обострившимися внутрисоциальными конфликтами, и засильем «старых» традиций североафриканцев, приверженных исламским догмам. В творчестве магрибинцев 60‒70-х гг., алжирцев особенно, отмечается, что с уходом колонизаторов сохранение ряда мусульманских традиций не только осталось, но и приходит в состояние конфликта с вызовами Нового времени (М. Диб, Д. Ламри, и др.). Нараставший в странах Магриба кризис социально-политических отношений вызывал тревогу творческой интеллигенции, наблюдавшей процесс трансформации культурно-исторических ценностей, связанных с возможностью приобщения народов Магриба к достижениям западной цивилизации (творчество А. Мемми, М. Диба, Р. Буджедры, А. Джебар, Т. Бенджеллуна конца 70‒80-х гг.). Конец 80-х гг. – начало 90-х отмечены, особенно в творчестве алжирцев, резкими проявлениями радикального исламизма, что не могло не волновать франкоязычных магрибинских писателей (романы Р. Буджедры и О. Миммуни).

Светлана Викторовна Прожогина, д.ф.н., Институт Востоковедения РАН

 

 

Н. Д. Ляховская (Москва)

Массовая литература в Кот-д’Ивуар

Массовая ивуарийская литература представлена двумя ветвями – просветительско-дидактической и развлекательной. Роман 1985 г. «Бунт Аффибы» Регины Яо – семейно-бытовая история с ярко выраженным дидактизмом – призывом к африканским женщинам бороться за свои права, в том числе за право наследования имуществом. К этому жанру массовой литературы относится роман «Сила дружбы» (2011) Танин Диабате Туре. В книге есть формальные признаки романа воспитания. В линейном времени описывается жизнь главного героя Секо с акцентом на годах юности и учебы. Большая часть повествования связана с описанием традиционного быта, ритуалов. Заметна прямая связь стиля с устной традицией (песни гриотов, воспоминания об эпопее мандингов, притчи). Второй образец массовой литературы – роман Дьегу де Сахи «Остров жаворонков» (2012). В нем нет никакой связи с устной традицией, зато жанровая форма выдержана точно. Автор адаптировал любовно-авантюрный роман популярного в середине XIX века французского писателя Понсона дю Террайо. В аспекте литературного процесса в Кот-д’Ивуар эти романы подтверждают существование двух тенденций. Одна – тесная связь с устной традицией, реабилитацией традиционных ценностей и стремление к солидарности, единении на этнокультурном уровне. Другая свидетельствует о подражательности европейским «классическим» моделям романа, о тотальной адаптации инолитературных художественных традиций, о стирании связи с устной традицией.

Нина Дмитриевна Ляховская, д.ф.н., Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Версия для печати

Возврат к списку