28-11-2021
[ архив новостей ]

Образ деревни в истории и мировой художественной культуре (Секция 3)

  • Автор : А.В. Святославский, А.А. Григорьева, Л.Е. Сабурова, А.С. Акимова, М.С. Акимова, П.А. Федотова, К.В. Доник, Е.В. Журбина
  • Количество просмотров : 70

Образ деревни в истории и мировой художественной культуре (Секция 3)

 

Авторы: А.В. Святославский, А.А. Григорьева, Л.Е. Сабурова, А.С. Акимова, М.С. Акимова, П.А. Федотова, К.В. Доник, Е.В. Журбина

 

А.В. Святославский (Москва),
А.А. Григорьева (Москва)

 

Образы русской пореформенной деревни
в повести Федора Решетникова «Подлиповцы»

 

Федор Решетников, один из видных представителей народно-демократического направления в русской литературе, был другом Н.А. Некрасова, которому и посвящена наиболее известная повесть Решетникова «Подлиповцы». На примере данной повести авторы ставят задачей показать постепенную трансформацию этнографического очерка в художественное произведение.

 

Алексей Владимирович Святославский, доктор культурологии, Институт филологии Московского педагогического государственного университета

Анжела Александровна Григорьева, магистр филологии, аспирант, Институт филологии Московского педагогического государственного университета

 

Л.Е. Сабурова (Москва)

 

Жизнь с закрытыми глазами: селяне в произведениях Федериго Тоцци

 

В творчестве Федериго Тоцци, уроженца Сиены, близость к природе олицетворяет очищение, долгожданное пробуждение от нездорового городского морока. Особую роль проводников в мир природной чистоты в произведениях Тоцци играют животные. Теме сложных отношений человека с окружающим миром и другими его обитателями посвящен сборник коротких прозаических зарисовок «Звери», вдохновленных жизнью в сельской местности. Вместе с тем селяне в романах Тоцци изображены как «слепцы», не ценящие свою малую родину и мечтающие наконец перебраться в город. Несмотря на формальную близость к естественным красотам Тосканы, их связь с природой зачастую утеряна.

 

Людмила Евгеньевна Сабурова, к.ф.н., доцент, Российский государственный гуманитарный университет; с.н.с., Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

 

А.С. Акимова (Москва)

 «А мужик-то один…»: изображение крестьянской жизни
в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»

 

Крестьянские дворы, повседневная жизнь мелкопоместной усадьбы (хутора), образы крестьян – все, что А.Н. Толстой видел в детстве, обрело форму в его текстах, рассказе «День Петра» (1918), статье «Россия Григорьева» (1922), «Повести Смутного времени» (1922) и романе «Петр Первый» (1930–1945). В докладе рассматривается изображение деревенского быта и социально-экономического положения крестьян на рубеже XVII–XVIII вв. в романе Толстого «Петр Первый». Особое внимание в произведении уделяется бегству крестьян и жителей городов к раскольникам «за Уральский камень, в Поволжье, на Дон» и описаниям быта старообрядцев. Образы раскольников-проповедников созданы Толстым с основой на исторические источники, работы С. Соловьева и Н. Устрялова, как и образы героев из крестьян, получивших возможность реализовать свои таланты при Петре (например, образ Кузьмы Жемова, талантливого кузнеца, мечтающего о полете человека, восходит к запискам Желябужского).

 

Анна Сергеевна Акимова, к.ф.н., с.н.с., Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

 

М.С. Акимова (Москва)

 

Деревня в жизни и творчестве Н.М. Рубцова

 

Имя Н.М. Рубцова в сознании читателя на протяжении полувека неразрывно связано с темой русской деревни. Вышедший из «прошедших здесь крестьянских поколений», чувствующий «самую жгучую, самую смертную связь» с деревней, которая «мать России целой», осознающий эту связь, он с ранних лет в силу жизненных обстоятельств оказался тесно связан с северной глубинкой, ставшей одной из основных его тем. Параллельно шел более масштабный процесс: в 1960-е гг. «грани меж городом и селом» заострились, процесс урбанизации и опустения деревень вызвал острое переживание темы судьбы русской деревни в разных слоях общества, придал ей определенный ракурс и остроту.

Деревня в поэтическом и эпистолярном наследии Н.М. Рубцова представлена нелинейно. Доклад посвящен рассмотрению граней образа деревни в творческом наследии поэта в контексте его биографии и эпохи.

 

Мария Сергеевна Акимова, к.ф.н., с.н.с., Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

 

П.А. Федотова (Москва)

 Возвращение с зоны на малую родину в произведениях
Б. Екимова и В. Шукшина

 

Творчеству Б.П. Екимова, современного деревенского писателя, посвящено немало исследовательских работ, однако его литературные связи с другими авторами, в том числе с В.М. Шукшиным, на наш взгляд, изучены недостаточно. Цель доклада – выявить и проанализировать точки соприкосновения в рассказе Б. Екимова «Привет издалека» и повести В. Шукшина «Калина красная». В этих произведениях прослеживаются схожие сюжетные повороты – так, в рассказе Екимова «Привет издалека» к бабе Мане Харитоновой приезжают в гости родные, они уговаривают ее продать хозяйство и переехать в город. Неожиданно они получают известие от родственника, Владимира, вышедшего из тюрьмы, – он просит позволения вернуться в деревню и семью. Это письмо становится камнем преткновения между родственниками. В «Калине красной» Егор Прокудин, родившийся в деревне, возвращается к своим истокам, после того как выходит из тюрьмы и приезжает к Любе Байкаловой (ее семья поначалу воспринимает бывшего зэка враждебно). Егор планирует навсегда связать свою жизнь с деревней, навещает мать, надеясь в будущем восстановить общение с ней.

 

Полина Андреевна Федотова, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

 

 

К.В. Доник (Санкт-Петербург)

 

«Степные и приречные»: социально-экономические и экологические 
проблемы деревень Центральной России в очерках К.И. Буковского

 

На примере очерков известного в 1950–1960-е гг. советского писателя и публициста К.И. Буковского рассматривается репрезентация «общественной и необщественной» жизни сел, расположенных в степной и лесостепной зоне России, накануне очередных изменений производственных и экономических ориентиров в сельском хозяйстве в первой половине 1960-х гг. В центре внимания Буковского в это время оказывается сложная взаимозависимость степной природы и деятельности человека в Центрально-черноземной России. Очерки этого периода освещают тему степного сельского мира, в котором степь – исходное условие и обстоятельство деятельности всех его героев. Писатель вводит своеобразную классификацию деревень, разделяя их на подлесные, приречные и степные. Судьба героев этих очерков предопределена: от расположения села ближе или дальше от рек и лесов зависит и вся их жизнь, хозяйство в колхозе, взаимоотношения с начальством и друг с другом. Степь на страницах очерков предстает самостоятельным, подчас непреодолимым, но неопровержимым актором в жизни «человека труда» – главного героя рассказов Буковского.

 

Ксения Владимировна Доник, соискатель, Санкт-Петербургский институт истории РАН

 

Е.В. Журбина (Москва)

Образ деревни в советском искусстве 1920-х – начала 1930-х гг.:
исторический контекст и его отражение в изобразительном искусстве

 

Научное знание об истории, культуре и искусстве зарождающегося советского государства периода 1920-х гг. представляет собой совершенно особенную сферу. Это время, полное противоречий и подчас не поддающееся объективному анализу за неимением необходимых источников, представлено широким диапазоном художественных школ, в которых образ крестьянина и деревни играл не последнюю роль. В докладе рассмотрено, насколько государственная официальная политика по отношению к деревне отражалась в изобразительном искусстве различных групп и школ Петрограда и Москвы.

 

Екатерина Викторовна Журбина, аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; зам. директора по науке, ФГБУК «Российская государственная художественная галерея»

 

(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку