20-07-2024
[ архив новостей ]

О Международной научной конференции «Фантастическое в литературе и культуре конца XIX – первой трети ХХ века» (3 – 5 марта 2022 г., ИМЛИ РАН)

  • Количество просмотров : 5301

Хронологические рамки данной конференции были обусловлены стремлением более подробно рассмотреть период развития «фантастического» (как особого жанра и направления в литературе и культуре) после относительного исчерпания этой темы в рамках культуры романтизма. Рубеж веков ознаменовался новым расцветом «фантастического»: это и собственно фантастические произведения (научная фантастика, авторская сказка, символистская новелла, неоромантические произведения и т.д.), и фантастические элементы в произведениях, скорее, реалистических. Среди писателей, чьи произведения можно назвать фантастическими – Г. Уэллс, Ж. Верн, А. Франс, Ж. Рони-старший, К. Грэм, Р. Киплинг, К. Чапек, Д. Лондон, Э. Берроуз, О. Хаксли, Е. Замятин, О. Уайльд, У. Моррис, У.Б. Йейтс, лорд Дансени, Г. Лавкрафт, М. Метерлинк, А. Толстой, А. Грин, В. Брюсов, М. Булгаков, А. Платонов, Г. Гессе, Ф. Кафка, Ч. Уильямс, А. Беляев, Лу Синь, Акутагава Рюноскэ – и это далеко не полный перечень. В это же время начинают свой творческий путь такие известные авторы фантастических произведений ХХ века, как Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис, Т. Манн и др.; серединой 1930-х годов датируется начало «золотого века научной фантастики».


Отдельную область составляют произведения литературы авангарда, в которых «фантастическое» и «реалистическое» соединяются особым образом, создавая специфическую реальность повествования.


Поскольку в области фантастоведения существует ряд теоретических проблем – в частности, проблема терминологии, термин «фантастическая литература» берется как общеродовой, однако тема терминологии предлагается к обсуждению на конференции.


Еще одна проблема, возникающая при изучении фантастической литературы, – это определение границ «фантастического», корреляция понятия «фантастического» с «чудесным», «сверхъестественным», «магическим», «мифологическим», «аллегорическим», с одной стороны, и с объяснимым необычным – с другой. Значимую роль в этом играет сочетание авторской интенции и читательской рецепции.




(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку