М.Г. Уртминцева
Из опыта комментирования ранней публицистики М. Горького
Ключевые слова: М. Горький, публицистика, комментарий, прагматика текста, модальность
Журналистика начала ХХ века становится одной из основных форм социально-культурной оценки и интерпретации явлений действительности. Личностные оценки автора в этот период времени выходят на уровень жанровой интеграции, то есть происходит размывание сложившихся жанровых границ, что способствовало выходу журнальной и газетной публицистики на новый уровень общения с аудиторией.
Жанровый диапазон ранней публицистики Горького был представлен различными видами информационных, аналитических и художественно-публицистических текстов, прагматика которых отражала стремление автора вступить в диалог с читателем, пробудить его сознание и побудить к действию. Такой подход позволяет рассматривать публицистический текст как знак, обращенный к другому, то есть осуществлять комментирование текста, характеризуя его отношение к действительности (в ее социальном, политическом, литературном и т.д. проявлении) - семантика, структуру языка – синтаксис и апелляцию к адресату высказывания – прагматику высказывания.
При комментировании текстов Горького конца 1890 – начала 1900 гг. было выявлено, что модальность текста, то есть его лексико-синтаксическое своеобразие, отражает семантику и структуру текста, определяет его прагматику. В ней проявляется творческая индивидуальность писателя, последовательно формирующего активную позицию провинциального читателя, что соответствовало редакционной политике издания «Нижегородский листок».
М.Г. Уртминцева,
доктор филологических наук,
профессор, зав. кафедрой славянской филологии и культуры Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
E-mail: urtminzeva@yandex.ru
В.Т. Захарова
Задачи актуализации публицистики М. Горького в современных методологических парадигмах
Ключевые слова: публицистика, «Несвоевременные мысли», проблемы нравственности, идея красоты, национальный характер, метатекст Горького
Публицистика М. Горького – явление многосложное и в различные годы воспринимавшееся весьма противоречиво. Дальнейшее исследование ее, подготовка новых изданий – актуальная задача горьковедения. В ограниченных рамках данного выступления сосредоточим внимание на публицистике М. Горького 1917 года, а это, прежде всего, «Несвоевременные мысли». Полагаем, представление о ««Несвоевременных мыслях» необходимо актуализировать, учитывая сегодняшнее состояние нашей науки: не только литературоведения, но и истории, социологии, философии, продолжающих осмыслять феномен Октябрьской революции.
Что касается литературоведческих подходов, то здесь, на наш взгляд, важнейшая задач–учитывать при анализе этого публицистического феномена весь абрис горьковского наследия. Необходимо размышлять о Несвоевременных мыслях» в контексте «большого времени» (М. Бахтин), соотносить думы писателя и с тем, что им было уже сказано, и тем, что еще будет сказано. Только тогда можно, на наш взгляд, приблизиться к более точному их восприятию.
Покажем это на некоторых примерах. Поскольку по жанру это публицистические статьи, опубликованные в прессе, то здесь множество острых моментов, написанных непосредственно «на злобу дня». Однако в них мы встретим многие «любимые» горьковские мысли, кровные думы, беспокоившие его как художника и мыслителя всегда, начиная с раннего периода творчества. Так, для Горького всегда были неотделимы труд и проблемы нравственности. Горький в это время, именно в связи с проблемой отношения к труду, его преобразованию в творческое дело, Горький пишет о важности идеи красоты в широком философском плане. В ситуации 1917 года можно представить, насколько неожиданными они могли показаться строителям нового мира. Но идея красоты разлита по всему метатексту Горького – от ранних рассказов, повести «Жизнь Матвея Кожемякина», цикла «По Руси», автобиографической трилогии до «Жизни Клима Самгина». Многообразные коннотации смысла имеет эта идея у Горького, но здесь важно вспомнить, как дороги были писателю герои, умевшие облагораживать своей жизнью труд и своим трудом облагораживать жизнь. То есть, уже с дооктябрьских лет у писателя тема труда органически переплетается с аксиологическими контекстами в осмыслении бытия, вписывается в масштаб Вечности, доступный только классике.
Таким образом, даже на избранных примерах можно убедиться, насколько важно ввести публицистику Горького в метатекст его творчества. Такая работа более многогранно высветит многие идеи писателя, значение которых трудно переоценить, поможет понять не только публицистическую злободневность, но и онтологическую суть произведений такого скромного жанра, как статья в периодике.
В.Т. Захарова,
доктор филологических наук,
профессор кафедры русской и зарубежной филологии
НГПУ им. Козьмы Минина (Нижний Новгород)
E-mail: victoriazaharova95@gmail.com
Е.Н. Никитин
О разыскании и публикации стенограмм заседаний с участием Горького
Ключевые слова: М. Горький, публицистика, стенограмма, текстология
Первым этапом подготовки третьей серии «Полного собрания сочинений» М. Горького – «Публицистика» является выявление всех публицистических текстов писателя, в том числе высказывания, зафиксированные в стенограммах различных заседаний. Для выявления таких высказываний необходимо произвести просмотр всех четырех выпусков «Летописи жизни и творчества А.М. Горького» (М., 1958–1960) и зафиксировать отмеченные в них мероприятия с участием писателя. Далее надо попытаться в архивах (А.М. Горького при ИМЛИ РАН, РГАЛИ, РГАСПИ, ГАРФ и др.) найти стенограммы выявленных после просмотра «Летописи» заседаний с участием Горького.
Как печатать найденные стенограммы? На наш взгляд, полностью. Возможны исключения. Например, известна и два раза опубликована (в 1934 и 1990 гг.) стенограмма Первого всесоюзного съезда советских писателей, проходившего в Москве с 17 августа по 1 сентября 1934 г. Конечно, всю ее перепечатывать в «Полном собрании сочинений» М. Горького не следует. Достаточно напечатать в нем вступительное слово М. Горького, его доклад о советской литературе, краткое выступление на вечернем заседании 22 августа 1934 г. и заключительное слово. Могут быть и другие исключения.
Е.Н. Никитин,
кандидат филологических наук
старший научный сотрудник
Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН
E-mail: Nikitin18@yandex.ru