20-04-2024
[ архив новостей ]

Несколько дополнений к письму Маяковского «Лилечке» (Записная книжка № 2)

  • Автор : П.А. Ворон
  • Количество просмотров : 417

П.А. Ворон


Несколько дополнений к письму Маяковского «Лилечке»

(Записная книжка № 2)*


*Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) №20-012-00477 «Поэтика и текстология записных книжек В.В. Маяковского (1917–1930)».

 

Записная книжка № 2 (15 июня 1918 — март 1919 г.) почти полностью посвящена деятельности издательства «Искусство молодых». Начало издательству положила докладная записка от 8 октября 1918, написанная Владимиром Маяковским наркому просвещения А.В. Луначарскому об организации издательства «ИМО» (Искусство молодых). Одновременно с запиской Маяковский представил наркому рукописи первых двух книг – «Мистерии-буфф» и составленной им «революционной хрестоматии футуристов» «Ржаное слово», которые предполагалось выпустить к первой годовщине Октябрьской революции.

В записке, состоящей из 12 пунктов, были указаны условия взаимоотношений нового издательства с Наркомпросом и Госиздатом (бумагу и типографию предоставляет Госиздат, гонорар авторам уплачивается после распространения издания). Луначарский подписал эту записку, и таким образом, она явилась как бы договором между Наркомпросом и издательством «ИМО». 17 февраля 1919 г. Маяковский получил разрешение литературно-издательского отдела Наркомпроса на сдачу рукописей в набор.

Первой книгой «ИМО» стала «Мистерия-буфф». Всю практическую работу вел фактически сам поэт. Он получал разрешение от издательского отдела Наркомпроса на печатание книги, сдавал рукопись в типографию, наблюдал за печатанием, сам собирал на книгу заказы, заключая на нее соглашения с книгораспределяющими организациями (главным образом с Центропечатью в Москве и Севцентропечатью в Петрограде). По этим предварительным заказам устанавливался тираж издания.

18 июля 1919 года Луначарский получил докладную записку об итогах работы издательства «ИМО». Из 12 намеченных книг было издано 6. Годовая программа издательства не могла быть полностью выполнена ввиду недостатка бумаги и прочих издательских проблем. Луначарский распорядился выдать «ИМО» некоторую сумму денег для расплаты с авторами, но реальной помощи в издании книг оказать не мог даже он — положение с бумагой было очень тяжелым.

Издательство «ИМО» на этом свою деятельность прекратило.

В записной книжке на л. 13 об. приведен черновик заявления от 10 марта 1919 г., адресованный Центральному книжному складу Театрального отдела Наркомпроса. На л. 4 упоминается Эйхенгольц Александр Давидович (1897-1970), библиограф, книговед – брат Марка Давидовича Эйхенгольца (1889-1953), литературоведа, доктора наук, автора трудов по творчеству Э. Золя и Г. Флоберу. В 1918 г. он заведовал книжным складом в Театральном отделе Наркомпроса, в это же время Марк Давидович был секретарем Театрального отдела Наркомпроса. Неоднократно встречался с Маяковским, с которым его познакомил брат. 

На л. 5 об. упоминается Школьник Иосиф Соломонович (1883-1926) – живописец, театральный художник, график, секретарь общества художников «Союз молодёжи», с 1920 г. – директор Декоративного института. В 1913 создал декорации к 1-му и 2-му действиям трагедии Маяковского «Владимир Маяковский» (с П.Н. Филоновым, делавшим декорации к прологу и эпилогу). Школьник возглавляя театрально-декоративную секцию Наркомпроса, выкупил эскизы Маяковского к «Мистерии-буфф». 

Здесь же указана фамилия Штеренберга Давида Петровича (1881-1948) – живописца, графика, художника книги и театра, педагога. Он был вызван Луначарским для участия в выработке культурной политики большевиков из Парижа, где они познакомились до революции. В начале 1918 г. стал заведовать отделом ИЗО Наркомпроса, возглавил петроградскую Коллегию этого отдела. В 1919-1920 гг. вместе с женой жил в одной квартире с Бриками в Полуэктовом переулке. 

Записная книжка содержит лирический документ – «Дневник для Лилички». Особенности почерка – неровного, дрожащего – объясняются условиями написания, «Дневник…» создан во время поездки в поезде 7-8 марта 1919 г.

Как видно из «Дневника», поезд Москва-Петроград шел почти 24 часа, в два раза медленнее нормального. Это было связано с трудным положением на железных дорогах, вызванным гражданской войной. Текст «Дневника», до этого опубликованный Б. Янгфельдом по фотокопиям, в 19 томе Полного собрания произведений В.В. Маяковского будет воспроизведен по оригиналу с исправлением допущенных ранее неточностей. 

 

Ворон Полина Алексеевна, к.ф.н., с.н.с. Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ.

E-mail: psklyadneva@gmail.com

 


(Голосов: 4, Рейтинг: 3.66)
Версия для печати

Возврат к списку