24-06-2024
[ архив новостей ]

Проблемы поэтических циклов и циклизации в поэзии С.А. Есенина

  • Автор : Н.И. Шубникова-Гусева
  • Количество просмотров : 308



        Шубникова-Гусева Н.И.


Проблемы поэтических циклов и циклизации в поэзии С.А. Есенина[1]


         Проблемы цикла и циклизации относятся к наиболее сложным и дискуссионным. Особенно обсудить их решение в коллективном фундаментальном труде «Есенинская энциклопедия. Произведения». В отличие от Полного собрания сочинений С.А. Есенина (1995–2001), где учитывалась выраженная Есениным последняя авторская воля, нужно учитывать эволюцию творчества поэта, изменение его взглядов и творческих решений. Необходимо выработать критерии подхода к проблемам и найти практические решения и ответы на вопрос: какие произведения сам поэт считал циклом и каким поэтическим циклам будут посвящены отдельные статьи. 

         Большинство исследователей разделяют определение цикла как «сверхжанрового единства» (М.Н. Дарвин), которому присуща идейно-художественная целостность, и такие приемы циклизации, как общность жанра, мотивов, образов, композиции, языка, интонации или ритмико-интонационного строя. Цикл — это целостная структура, которая характеризуется идейно-художественной завершенностью и сюжетно-композиционным единством. Сложность состоит в том, что для Есенина в разные периоды творчества было характерно стремление к циклизации на разных уровнях, которое усиливалось с годами. Это поэт сквозных постоянных мотивов. Все его творчество в целом — единое цельное художественное произведение. Исследователи в статьях о поэте употребляют слово «цикл» применительно к стихотворениям одного жанра (например, «Письма родным», «Библейские поэмы») или сквозного мотива («Возвращение на родину») или к книгам «Радуница», «Голубень», «Преображение» и даже разделам книг или подборкам  публикаций — «Под отчим кровом», «Стихослов», «Форма» и др. 

         Проявляя авторскую волю к объединению своих стихотворений в циклы, Есенин на разных этапах своего творческого пути выделял циклы «Москва кабацкая», «Любовь хулигана», «Над Капиталом» (все 1924), «Сестре Шуре» (1925), обещал прислать И.В. Евдокимову для Собрания стихотворений «Стихи о которой», так и не успел оформить «Зимний цикл». Готовя Собрание стихотворений, Есенин сохранил внешние признаки цикла только для «Персидских мотивов» (1925), а для других циклов, как правило, сохранил их состав в виде своеобразных «циклических кругов» (А.А. Козловский). Целью нашей научно-практической конференции является обмен опытом и обсуждение вопросов авторских циклов С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.Н. Толстого, который будет полезен при подготовке Собраний сочинений, произведений, Летописей и Энциклопедий. Сложность вопросов вызывает необходимость в наличии преамбулы или обобщающей статьи о принципах циклизации у Есенина и наличии в его наследии поэтических циклов самого разного уровня.   

 


Гусева (Шубникова-Гусева) Наталья Игорьевна, ИМЛИ РАН, д.ф.н., гл.н.с.

E-mail: shubnikova-gus@mail.ru 



[1]          Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01173 «Рукописное наследие С.А. Есенина:         Проблемы изучения», https://rscf.ru/project/23-28-01173/.




(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку