Апалькова Е.С.
О целостности первого рукописного сборника «Больные думы» (1911–1912)[1]
Идейно-художественное единство первого рукописного сборника «Больные думы» (1911–1912), подготовленного Есениным во время обучения Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, проявляется на разных уровнях.
Во-первых, на сюжетном. Это целостный сборник (в него входят 16 стихотворений), объединенный сквозным образом лирического героя – страдающего поэта. Основной мотив боли за все живое, который отражен уже в названии, он же станет центральным в поэтическом мире Есенина (ср. в стихотворении «Небо сметаной обмазано»: «сердце, больной уголок», в «Черном человеке»: «Я очень и очень болен» и др.). Эпитет «больные» подчеркивает мировосприятие поэта, в то время как слово «думы» связывает стихотворения с литературной традицией. О внутреннем единстве свидетельствует тот факт, что мысль развивается последовательно. В основе лирического сюжета – антитеза страдающей души лирического героя и жестокой действительности, традиционная тема романтиков (в частности, М.Ю. Лермонтова). В стихотворениях заметно влияние лирики С.Я. Надсона, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, И.С. Никитина и др.
Во-вторых, на композиционном. Четко прослеживается триединство композиции. Стихотворение «Нет сил ни петь и ни рыдать…» открывает сборник и задает общий тон, становясь своеобразным эпиграфом. Центральное стихотворение — «Думы», оно выступает как идейный центр, после которого усиливается философское звучание. В заключении книги («И надо мной звезда горит...») появляется образ путеводной звезды (символ судьбы). Подобный образ станет сквозным в поэзии Есенина, начиная со стихотворения «Звезды» (принесенного Е.М. Хитрову перед выпуском) до «Гори, звезда моя, не падай…» (1925). Оно состоит из двух строф: в первой лирический герой предчувствует, что его ждет трудный жизненный и творческий путь, во второй объясняются причины одиночества — непонимание окружающих.
Наконец, единство находит отражение в языке. Стихотворения из «Больных дум» — ученические. Их характеризует общая система эмоционально-выразительных средств: редкие метафоры, однообразные эпитеты (душа «больная», напев «унылый», доля и слезы «горькие», раны «тяжкие», грусть «безнадежная» и др.). Переживания носят отвлеченный характер. В.Г. Базанов отмечает, что стихотворения объединяет общая тональность: «Сами названия <…>, их начальные строки погружают читателя в атмосферу тяжелых переживаний, создают впечатление безвыходности».
Итак, «Больные думы» представляют собой идейно-целостное единство. Создание сборника, продумывание его композиции и отбор стихотворений свидетельствуют о серьезной работе поэта. Уже на ранних этапах прослеживается стремление Есенина к целостности.
Апалькова Елизавета Сергеевна, ИМЛИ РАН, к. ф. н., н. с.
E-mail: Liza_apalkоva@mail.ru
[1] Исследование выполнено в Институте мировой литературы им А.М. Горького за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01173 «Рукописное наследие С.А. Есенина: проблемы изучения», https://rscf.ru/project/23-28-01173/.