24-06-2024
[ архив новостей ]

Рукописная книга С.А. Есенина «Зарянка. Стихи для детей» (1916): идейно-тематическое и композиционное единство

  • Автор : А.А. Николаева
  • Количество просмотров : 373



Николаева А.А.

 

Рукописная книга С.А. Есенина «Зарянка. Стихи для детей» (1916): идейно-тематическое и композиционное единство[1]

 

         Есенин «не принадлежит к числу поэтов-циклизаторов, <…> и тем не менее в его творчестве нередки циклические образования разных видов, начиная с тематической общности нескольких стихотворений и кончая книгой стихов» [1, с. 99]. Рукописная книга С.А. Есенина «Зарянка. Стихи для детей» (1916) обладает композиционным, тематическим и мотивно-образным единством. 

         Композиция книги связана с годовым календарным циклом и отражает смену времен года, начиная с зимы, а также соотносится с жизнью человека. Количество стихотворений, посвященных разным периодам, последовательно уменьшается.

         В произведениях каждой группы выделяется свой мотивно-образный комплекс. Центральным для «зимних» стихотворений является мотив метели, связанный с образами ткани; традиционное восприятие зимы как времени затишья и отдыха природы поддерживается мотивом сна, который дополняется мотивом пения. Закономерно описание пробуждения природы во всех стихотворениях «весенней» группы, где главным становится мотив рассвета. В стихотворениях, посвященных лету, ведущие — мотивы веселья и игры. В завершающем стихотворении «Молотьба» впервые возникает мотив труда, связанный с осенними крестьянскими работами. 

         В большинстве произведений «Зарянки» главными героями становятся образы природного мира, часто построенные на олицетворении. При этом в стихотворениях всегда есть либо герой-человек, либо детали, говорящие о его присутствии.

         С мотивами и образами произведений, адресованных детям, связан также их педагогический аспект. С помощью мотива опасности Есенин призывает юных читателей к осторожности; благодаря мотиву милосердия  воспитывает в них чувство сострадания. Опираясь на фольклорные традиции, поэт дает отсылки к пословицам. В стихотворениях для детей присутствует просветительское начало: Есенин передает знания о разных сферах крестьянской жизни, о ключевых церковных и народных праздниках. Диалектные слова, отсылки к фольклорным образам и мотивам, форма народной песни с рефреном знакомят детей с языком и культурой своего народа. В книге «слились воедино два таланта Есенина: талант поэта и талант педагога» [2, с. 39].

 

Литература:


1. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990. 

2. Занковская Л.В. Новый Есенин: жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. М., 1997. 

         

 

Николаева Алла Александровна, ИМЛИ РАН, к. ф. н., с. н. с. 

E-mail: allanikolaeva27@mail.ru

 

   


[1]
                  [1] Исследование выполнено в Институте мировой литературы им А.М. Горького за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01173 «Рукописное наследие С.А. Есенина: проблемы изучения», https://rscf.ru/project/23-28-01173/




(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку