Б. С. Зулумян Бурастан
(Москва)
Мотив мирового древа в Песне о Ваагне и эпосе Давид Сасунский
В эпосе «Давид Сасунский» образ Мирового древа присутствует в нескольких вариантах. Очевидно, что древнейшие архаические мифологические пласты, вытесненные ранним принятием христианства, вошли в глубинные слои эпоса. К такого рода корневым концептам в символико-архетипической системе представлений принадлежит образ Мирового древа. Первичную космогоническую картину мы видим в знаменитом памятнике армянской эпической поэзии «Песнь о Ваагне», в котором описываются вселенские роды земли – неба – красненького тростника (воплощения древа), и рождения из последнего юного бога Солнца.
Герои эпоса Санасар и Багдасар родились от двух глотков морской воды, которые выпила Цовинар (арм. Богиня, нимфа моря). В одном из вариантов эпоса, она пьет не морскую воду: море расступается, из глубины выходит каменный валун, из него бьет родник, напившись именно этой воды, Цовинар зачинает. Каменный валун, несомненно, является воплощением образа Мировой горы – древа, то есть некого центра мира.
К функциям Горы (древа) относится охрана огня, живой воды, из него рождаются боги и герои. Точно так же от воды, которая бьет из горы, в свою очередь окруженной первородной стихией – море-океаном – рождаются основатели саунского рода, герои, полубоги. Из глубины моря выходит конь Джалали, из глубины моря добываются доспехи и меч-молния, вероятно также хранимые горой или морем. Впоследствии, когда Санасар и Багдасар построят свою крепость Сасун, они возведут там каменный столб, который также может быть интерпретирован как некий центр мироздания. Таким образом, герои-полубоги, по мифологической схеме, рожденные от первородной стихии – моря или горы – основывают свое поселение, которое идентифицируется через каменный столб с центром мира, название же Сасун (арм. ярость) и то, что это крепость, демонстрирует уже эпическое воплощение существующей реальности, отражающее патриотический пафос борьбы эпохи арабских завоеваний.
|
Материалы Международной научной конференции «Эпос народов Европы и Азии. От сюжетного указателя к тексту: методология и практика систематизации фольклорного наследия» (ИМЛИ РАН, 5-7 ноября 2013). Видеоматериалы
Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 13-04-14024г |