Е. Э. Хабунова,
Э. У. Омакаева
(Элиста)
Фонд этнопоэтических констант фольклора монгольских народов:к постановке проблемы
В последние годы в отечественной и зарубежной фольклористике активно разрабатывается проблема мотивной, тематической и формульной организации фольклорных произведений как восточнославянских, так и тюрко-монгольских народов (В.М. Гацак, С.Ю. Неклюдов, Е.Н. Кузьмина и др.). Предлагаемое исследование выполняется в русле теории констант В.М. Гацака. Изучение эпических констант в монголистике пока носит выборочный характер - это либо отдельные наблюдения, сделанные «попутно», либо небольшие статьи, посвященные частным мотивам или анализу формул отдельных текстов. Несомненно одно: за видимым многообразием устных текстов монголоязычных народов (российских калмыков и бурят, монголов, синьцзянских ойрат) стоит фонд констант, но на сегодня проблема выявления этого фонда остается открытой.
Данная проблематика еще не получила должного научного осмысления в монгольской фольклористике. Поскольку изучение константной организации эпического. песенного и сказочного текстов калмыцкой, бурятской и монгольской традиции только начинается, нет пока выработанной методологии их анализа. Поэтому обращение к заявленной в названии доклада теме в данном контексте представляется весьма актуальным.
Необходимость создания свода, в котором будут собраны поэтические сегменты, характеризующиеся устойчивостью форм, постоянством и частотностью употребления в различных жанрах фольклора монгольских народов (в эпосе, сказках, песнях, обрядовой поэзии и т.д.), не вызывает сомнений. Это позволит охарактеризовать основополагающие для фольклорного сознания монголоязычных народов константы и выявить соотношение общемонгольского, регионального и этнолокального в выявленном фонде. Роль этнопоэтических констант мы видим в соединении различных отрезков фольклорного текста, обеспечении их формальной и семантической связности, что позволяет нам говорить о моделирующей, структурообразующей функции констант, получающих в тексте формульную реализацию. Этнопоэтические константы помогут воссоздать природу моделирования поэтико-стилевой системы фольклорных произведений, определить основу сложившихся стереотипов поэтического мышления номадов-кочевников, характер формирования поэтических образов, символов, понятий и категорий.
В связи с этим необходимо разработать методику выявления и систематизации поэтических сегментов фольклорных произведений, характеризующихся константностью; выделить согласно предложенной схеме этнопоэтические константы из текстов эпоса, сказок, песен, жанров обрядовой поэзии и подвергнуть отобранный материал тематической классификации. Например, в эпосе «Джангар» мы выделяем макро- и микроконстанты: 1. Эпический мир (владения, дворец, гора); 2. Рождение богатыря (чудесный рост, богатырское детство); 3. Отправление богатыря в дорогу (известие, выбор богатыря, снаряжение богатыря); 4. Богатырский конь (поимка, снаряжение, бег коня); 5. Граница; 6. Испытания богатыря (три вида мужских состязаний, богатырский поединок, клятва); 7. Обратный путь богатыря (погоня, ранение, исцеление). 8. Победный пир и т.д.
В докладе также обсуждаются принципы адекватного перевода выбранных этнопоэтических микроконстант с языка оригинала (калмыцкого, бурятского, монгольского и ойратского языков) на русский язык посредством ключевых слов.
Материал исследования представлен корпусом полевых материалов, в частности, фольклорных текстов, записанных авторами данного доклада во время фольклорно-этнографических экспедиций по Калмыкии, Бурятии, СУАР Китая, Монголии, в т. ч. при поддержке РГНФ (2007 г.); опубликованных текстов, представленных в различных изданиях, а также неизданных текстов, хранящихся в архивных фондах России и за ее пределами.
Этнопоэтические константы, составляющие идейно-художественную основу устной традиции монгольских народов, являются свидетельством длительного процесса духовного и практического освоения мира человеком, неиссякаемым ресурсом его поэтического мышления, богатейшим поэтико-стилевым запасом для художественного творчества и хранителем памяти многих поколений. Они открывают путь к познанию художественного феномена номадов, создавших выдающиеся эпические памятники, такие как «Джангар», «Гэсэр», «Хан Харангуй», шедевры песенной поэзии в виде протяжных песен и многие другие яркие образцы народно-поэтического творчества. Данное обстоятельство актуализирует необходимость подготовки отдельного издания, в котором будет зафиксировано ядро поэтических формул, отличающихся константностью в фольклоре монгольских народов. Создание такого фонда станет своеобразной формой сохранения духовного наследия, культурной самобытности монгольских народов и богатейшего запаса народных знаний.
Материалы Международной научной конференции «Эпос народов Европы и Азии. От сюжетного указателя к тексту: методология и практика систематизации фольклорного наследия» (ИМЛИ РАН, 5-7 ноября 2013). Видеоматериалы
Конференция организована при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
проект № 13-04-14024г