27-02-2020
[ архив новостей ]
  • Статьи
    СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ТРУДЫ В ЗАЩИТУ САМОСОЖИГАТЕЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ, ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ (КОНЕЦ XVII-XVIII В.)

    Вскоре после церковных реформ, проведенных патриархом Никоном, самосожжения стали неотъемлемой частью религиозной жизни Руси. Правительственные репрессии в отношении самосожигателей добавляли масла в огонь: “гари” становились все более массовыми. Развитие “самогубительной смерти”, стремительное распространение разнообразных форм самоубийств по территории России становилось возможным только благодаря активной деятельности старообрядческих наставников, находящих всестороннюю поддержку в старообрядческих поселениях. Эти поселения возникали на многих малонаселенных окраинах Российского государства, прежде всего — на Европейском Севере и в Сибири. Так выглядел зловещий исторический фон, на котором в старообрядческой среде разворачивалась дискуссия о самосожжении.

    М.В. Пулькин
    ФЕОДАЛИЗМ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК, ИСТОРИЯ, НАУКА: "МОДНЫЙ" ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ВЕЩИ

    Сегодня все охотно признают, что в современном мире произошли и продолжают происходить важные изменения, затрагивающие самые разные сферы жизни людей. Предпринимаются попытки осмыслить этот новый мир (или, по крайней мере, отдельные его стороны) с помощью концептов “постсовременности”, “постиндустриального общества”, “информационного общества”, “эпохи постмодерна” и др. Очевидно, впрочем, что это осмысление происходит по разным векторам. Два полярных – и, по-видимому, наиболее часто встречающихся – можно обозначить как “консервативный” (основывающийся на приверженности существующим мыслительным традициям) и “радикальный” (настаивающий на необходимости революционных перемен в этих традициях вследствие их непригодности для осмысления новых реалий)


     

    Ю. П. Зарецкий