Статьи
СИМВОЛИЗМ ЧИСЛА ЧЕТЫРЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАТРИЛИНЕЙНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР
̣̣̣В своей книге по сравнительной мифологии (в печати) я писал о матрилинейности примерно так:
Термины «матриархат» и «матриархальный» были, как известно, дискредитированы марксистами. Но и без учета этого печального обстоятельства, матриархат (в смысле доминации женщин над мужчинами), как было выяснено комплексными этнологическими, культурологическими и археологическими исследованиями, – это то, чего в истории человечества никогда не было (не могу добавить – «и не будет»). То явление, которое действительно очень вероятно имело место в древности (по сравнению, например с XIX веком) – это гораздо более широкое распространение матрилинейных и матрилокальных обществ (часто одновременно и матрилинейных и матрилокальных). При этом мы отдаем себе отчет в том, что данное утверждение базируется пока скорее на логике, чем на конкретных диахронных исследованиях. [здесь кончаеться извлечение из книги по сравнительной мифологии].
А.А. Kазанков
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Современное общество находится на новом историческом витке своего развития. Оно характеризуется интенсивным развертыванием глобализационных процессов, которые, в свою очередь, ведут к формированию общих и относительно единых моделей социального поведения среди группы развитых, модернизированных стран. «Мировое общество» сегодня – уже не только disideratum (нечто желаемое), как в свое время констатировал Дюркгейм, но и нечто вполне реальное и осязаемое.
А.А. Араблинская
ВОЗЗРЕНИЯ А.Д. БИЛИМОВИЧА: КООПЕРАЦИЯ И ВЛАСТЬ В РОССИИ
Среди основных тем русской зарубежной экономической литературы далеко не последнее место занимали проблемы кооперации в России. Книга профессора А.Д. Билимовича, вышедшая в издательстве «Посев» (1955), носила название «Кооперация в России до, во время и после большевиков» (1955). Будучи одним из последних шедевров кооперативной мысли русского зарубежья, этот труд повествовал о том, какую кооперацию потеряла Россия, почему это произошло и есть ли место кооперативному движению в будущем страны.
А.В. Соболев
АЛГОРИТМ ОСВОБОЖДЕНИЯ
О книге проф. А. Д. Билимовича. Экономический строй освобожденной России. Мюнхен: Издательство Центрального объединения политических эмигрантов (ЦОПЭ), 1960.
А.М. Никулин
ОБРАЗ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ИСПАНОАМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В самосознании этноса образ «другого» возникает и актуализируется в первую очередь по отношению к соседним этносам, поскольку с ними устанавливаются постоянные межэтнические контакты, с ними приходится либо уживаться, либо воевать. В Европе территории расселения этносов относительно твердо определились после распада Римской империи, а в некоторых случаях и гораздо раньше; соответственно образы «другого» в самосознании европейских народов складывались и кристаллизировались в течение долгого времени и в силу этого имеют достаточно консервативный, инерционный характер.
А.Ф. Кофман
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Учитывая большое, подчас определяющее влияние на деловой климат реальных проблем и достижений, представляется целесообразным взглянуть на экономическую динамику развивающихся стран в ее региональном измерении. Несмотря на существенные различия в уровнях, структурах, и потенциалах развития отдельных стран развивающегося мира их экономическая динамика имеет довольно четко выраженную региональную специфику из-за известной общности исторических судеб, а также сходства в географическом положении и, как ни странно на первый взгляд, в наделенности природными ресурсами. Региональный срез, как представляется, позволяет лучше высветить некоторые болевые точки развивающихся экономик ( нередко называемых также периферийными ) и в первом приближении уяснить возможности экономического сотрудничества с ними.
А.Я. Эльянов
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ В СОЗНАНИИ АФРИКАНЦЕВ
Настоящая работа написана на основе анализа базы данных, составленной в результате проведенного в феврале – сентябре 2006 г. Интернет-опроса 148 граждан 43 государств Африки, около 40 обширных формализованных интервью, взятых в России в марте 2006 – апреле 2007 гг. и в ходе полевой работы в Федеративной Республике Нигерия в ноябре 2006 г., а также ряда “круглых столов” и неформальных бесед в ведущих образовательных и научных центрах этой страны. Во всех случаях – в России и Нигерии – лично, а при проведении Интернет-опроса – по электронной почте – общение велось с представителями африканской интеллектуальной, культурной, деловой и политической элиты, т.е. с людьми, способными формировать и изменять образ России в сознании широких слоев населения своих стран.
Д. М. Бондаренко
СУДЬБЫ ХРИСТИАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
С конца XVIII в. происходит постепенное перерастание в атеизацию процесса секуляризации христианских обществ, духовная почва для которого готовилась еще в средние века и который начался в период перехода от средневековья к Новому времени, найдя особенно яркие проявления в таких социокультурных и общественно-политических явлениях, как Ренессанс, Великие географические открытия, Реформация, ранние буржуазные революции, бурное развитие науки (в особенности естествознания) и техники, рационалистическая философия и реалистическое изобразительное искусство XVII в.
Д. М. Бондаренко, Л. А. Андреева, Т. В. Евгеньева, О. И. Кавыкин
ЭКСПЕДИЦИЯ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ НИГЕРИЯ
В период со 2 по 16 ноября 2006 г. в Федеративной Республике Нигерия (в городах Лагос, Абеокута, Ибадан и Иле-Ифе) работала группа российских социальных антропологов-сотрудников Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН.
Д.М. Бондаренко, О.И. Кавыкин, А.А. Банщикова
ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО СТАТУСА МИГРАНТОВ
Развал СССР и последующие за ним миграционные процессы на постсоветском пространстве, кроме проблем вынужденного переселения, трудовой и нелегальной миграции, мигрантофобии и этнической нетерпимости, обусловили проблему гражданства лиц, находящихся на территории России. Она, в свою очередь, порождает другие общественные проблемы, последствия которых еще не проявились в полной мере.
Е.П. Сигарева
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ТРУДЫ В ЗАЩИТУ САМОСОЖИГАТЕЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ, ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ (КОНЕЦ XVII-XVIII В.)
Вскоре после церковных реформ, проведенных патриархом Никоном, самосожжения стали неотъемлемой частью религиозной жизни Руси. Правительственные репрессии в отношении самосожигателей добавляли масла в огонь: “гари” становились все более массовыми. Развитие “самогубительной смерти”, стремительное распространение разнообразных форм самоубийств по территории России становилось возможным только благодаря активной деятельности старообрядческих наставников, находящих всестороннюю поддержку в старообрядческих поселениях. Эти поселения возникали на многих малонаселенных окраинах Российского государства, прежде всего — на Европейском Севере и в Сибири. Так выглядел зловещий исторический фон, на котором в старообрядческой среде разворачивалась дискуссия о самосожжении.
М.В. Пулькин