ОБРАЗ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ИСПАНОАМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В самосознании этноса образ «другого» возникает и актуализируется в первую очередь по отношению к соседним этносам, поскольку с ними устанавливаются постоянные межэтнические контакты, с ними приходится либо уживаться, либо воевать. В Европе территории расселения этносов относительно твердо определились после распада Римской империи, а в некоторых случаях и гораздо раньше; соответственно образы «другого» в самосознании европейских народов складывались и кристаллизировались в течение долгого времени и в силу этого имеют достаточно консервативный, инерционный характер.
А.Ф. Кофман
В ПОИСКАХ ВНЕНАХОДИМОСТИ: ПРОЕКЦИИ ИНОСТРАННОГО ВОСПРИЯТИЯ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В своем «Закате Европы» О. Шпенглер вводит термин, взятый им из минералогии, – «псевдоморфоза». Употребив этот термин в суженном и переносном значении, мы будем говорить о «псевдоморфозе» идентичности в современной отечественной литературе. Кризис идентичности – одна из характерных черт современной русской интеллигенции (М. Колеров диагностирует ситуацию как «закономерную катастрофу этнической русской идентичности»); это проявляется на самых разных уровнях сознания.
М.И. Свердлов
РУССКИЙ РОМАНТИЗМ В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ
Е.П. Зыковой — Вальтер Скотт и исторический роман М.Н. Загоскина.
Е.Н. Халтрин-Халтуриной — женские образы в поэзии Е.А. Боратынского и У. Вордсворта.
Е.Ю. Сапрыкиной — Русская "воля" и западная свобода в романтическом преломлении.
Н.А. Вишневской — А. Шопенгауэр и А. Фет: за и против.
И.В. Карташовой — "Об особенностях международных литературных контактов в эпоху романтизма".
А.Н. Штыровой «"Герой нашего времени" Лермонтова в контексте французской романтической прозы».
Материалы "круглого стола" в ИМЛИ им. А.М. Горького РАН (19 июня 2007 г.)
РОССИЯ И РУССКИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ
В декабре 2006 в Институте мировой литературы им. А.М. Горького был проведен “круглый стол”, собравший ученых, преподавателей и аспирантов из институтов Российской Академии Наук и ведущих московских вузов. Хотя интерес к образу России и россиян в иноязычных текстах уже получает освещение в ряде научных публикаций (ср., например, вышедший в 2006 г. в изд. “Наука” сборник «Наваждения: к истории “русской идеи” во французской литературе XX века. Материалы российско-французского коллоквиума (СПб., 2-3 июля 2001 г.)»), наши исследования являются новым шагом вперед в этом направлении.
Материалы "круглого стола" в ИМЛИ им. А.М. Горького РАН (5 декабря 2006 года)
ВЕКОВЫЕ КОНТРАПУНКТЫ: ОБРАЗ РОССИИ В КОЛЛЕКТИВНОМ СОЗНАНИИ ГЕРМАНСКОГО ЭТНОСА
Образ России традиционно присутствует в художественном сознании немецких писателей как результат освоения чужого этнического пространства на основе общественно-политических, межгосударственных, культурных, в том числе, литературных взаимосвязей, пересечений и переплетений. Качество такого рода билатеральных контактов непосредственным образом отражается на характере формирующегося национального образа России, которая всегда выполняла для Запада роль “конституирующего чужого” (А. Нойман).
Т.В. Кудрявцева