Статьи
В ПОИСКАХ ВНЕНАХОДИМОСТИ: ПРОЕКЦИИ ИНОСТРАННОГО ВОСПРИЯТИЯ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В своем «Закате Европы» О. Шпенглер вводит термин, взятый им из минералогии, – «псевдоморфоза». Употребив этот термин в суженном и переносном значении, мы будем говорить о «псевдоморфозе» идентичности в современной отечественной литературе. Кризис идентичности – одна из характерных черт современной русской интеллигенции (М. Колеров диагностирует ситуацию как «закономерную катастрофу этнической русской идентичности»); это проявляется на самых разных уровнях сознания.
М.И. Свердлов
РУССКИЙ РОМАНТИЗМ В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ
Е.П. Зыковой — Вальтер Скотт и исторический роман М.Н. Загоскина.
Е.Н. Халтрин-Халтуриной — женские образы в поэзии Е.А. Боратынского и У. Вордсворта.
Е.Ю. Сапрыкиной — Русская "воля" и западная свобода в романтическом преломлении.
Н.А. Вишневской — А. Шопенгауэр и А. Фет: за и против.
И.В. Карташовой — "Об особенностях международных литературных контактов в эпоху романтизма".
А.Н. Штыровой «"Герой нашего времени" Лермонтова в контексте французской романтической прозы».
Материалы "круглого стола" в ИМЛИ им. А.М. Горького РАН (19 июня 2007 г.)
РОССИЯ И РУССКИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ
В декабре 2006 в Институте мировой литературы им. А.М. Горького был проведен “круглый стол”, собравший ученых, преподавателей и аспирантов из институтов Российской Академии Наук и ведущих московских вузов. Хотя интерес к образу России и россиян в иноязычных текстах уже получает освещение в ряде научных публикаций (ср., например, вышедший в 2006 г. в изд. “Наука” сборник «Наваждения: к истории “русской идеи” во французской литературе XX века. Материалы российско-французского коллоквиума (СПб., 2-3 июля 2001 г.)»), наши исследования являются новым шагом вперед в этом направлении.
Материалы "круглого стола" в ИМЛИ им. А.М. Горького РАН (5 декабря 2006 года)
ВОЕННЫЕ МЕМУАРЫ КАК ИСТОРИЯ И КАК ЛИТЕРАТУРА
Для нынешней эпохи характерен повышенный интерес к документальности во многих областях гуманитарных знаний. Одна из причин данного явления – растущее влияние средств массовой коммуникации на все сферы жизни человека. Так, телевидение выполняет унифицирующую функцию и способствует тяготению зрителя к прямому свидетельству, факту. Под воздействием постоянно увеличивающегося потока информации (особенно благодаря Интернету), качественно изменилось поведение воспринимающего. Современный индивидуум с обретённой способностью объективной оценки фактов является носителем новой психологии эстетического восприятия. Поиск адекватных форм выразительности вызвал обращение к документальному жанру. О степени распространённости документа в литературе последних десятилетий говорят популярные произведения о Великой Отечественной войне.
Н. Е. Рожкова
ЯВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ТАНЗАНИЙСКИХ ГОРОДАХ И ИХ СВЯЗЬ С ЭТНИЧЕСКОЙ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ
Целью данного исследования является определение места ряда феноменов традиционной культуры (традиционной медицины, культа предков, фольклора) в жизни современных танзанийцев африканского происхождения, проживающих в городах, а также выявление степени влияния уровня образования на отношение к ней.
О. И. Кавыкин
ЭЛЕМЕНТЫ ИЛЛЮЗИОНИЗМА КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В ШАМАНСТВЕ И ЗНАХАРСТВЕ
В этнологии, да и в широких кругах гуманитариев в целом, давно уже стали общим местом рассуждения о психотерапевтической компоненте традиционного шаманского и знахарского лечения. Но меньше писали – если иметь в виду исследователей, а не просто наблюдателей, скажем, путешественников или миссионеров — об элементах осознанного иллюзионизма и лицедейства, включенных в шаманский или знахарский обряд и призванных усиливать или даже обеспечивать психотерапевтический эффект (своего рода аналог плацебо).
О.Ю.Артемова
КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ, МОРДОВСКИХ И ТАТАРСКИХ СЕМЬЯХ
В современной психологии не требует доказательства факт взаимосвязи культуры и психики. Но, как справедливо отмечает Д. Мацумото, признание связи между культурой и психикой, не означает существования в современной науке понимания характера, механизмов и закономерностей этой взаимосвязи. Культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает значительное влияние на становление и развитие личности человека.
С.С. Малявина
ВЕКОВЫЕ КОНТРАПУНКТЫ: ОБРАЗ РОССИИ В КОЛЛЕКТИВНОМ СОЗНАНИИ ГЕРМАНСКОГО ЭТНОСА
Образ России традиционно присутствует в художественном сознании немецких писателей как результат освоения чужого этнического пространства на основе общественно-политических, межгосударственных, культурных, в том числе, литературных взаимосвязей, пересечений и переплетений. Качество такого рода билатеральных контактов непосредственным образом отражается на характере формирующегося национального образа России, которая всегда выполняла для Запада роль “конституирующего чужого” (А. Нойман).
Т.В. Кудрявцева
КОЛХОЗНАЯ РОССИЯ: ТРАГИЧЕСКОЕ НАЧАЛО
Автор монографии «Колхозная Россия», имеющей подзаголовок «История и жизнь колхозов. Значение для сельского хозяйства, крестьянства, государства. Природа, эволюция и будущее», С.С.Маслов прожил удивительную, чрезвычайно деятельную, политически противоречивую, жизнь. Его несомненный талант исследователя и публициста был нацелен и служил реализации его идеологических взглядов, основой которых была вера в российское крестьянство, желание создать достойные условия для его свободной трудовой и зажиточной жизни.
Т.Е. Кузнецова
ФЕОДАЛИЗМ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК, ИСТОРИЯ, НАУКА: "МОДНЫЙ" ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ВЕЩИ
Сегодня все охотно признают, что в современном мире произошли и продолжают происходить важные изменения, затрагивающие самые разные сферы жизни людей. Предпринимаются попытки осмыслить этот новый мир (или, по крайней мере, отдельные его стороны) с помощью концептов “постсовременности”, “постиндустриального общества”, “информационного общества”, “эпохи постмодерна” и др. Очевидно, впрочем, что это осмысление происходит по разным векторам. Два полярных – и, по-видимому, наиболее часто встречающихся – можно обозначить как “консервативный” (основывающийся на приверженности существующим мыслительным традициям) и “радикальный” (настаивающий на необходимости революционных перемен в этих традициях вследствие их непригодности для осмысления новых реалий)
Ю. П. Зарецкий