16-04-2024
[ архив новостей ]
  • Статьи
    Судьбы анархизма в немецкой литературе рубежа XIX—ХХ веков

    Статья содержит краткий исторический очерк немецкого литературного анархизма рубежа XIX и ХХ веков. В центре внимания — творчество трех крупнейших немецких литераторов-анархистов Джона Генри Маккея (John Henry Mackay, 1864—1933), Густава Ландауэра (Gustav Landauer, 1870—1919) и Эриха Мюзама (Erich Mühsam, 1878—1934). Литературный анархизм рассматривается в контексте политической и литературной борьбы в Германии конца XIX — начала ХХ века, как обусловленное идеологическими и партийными интересами литературное течение, оказавшее, несмотря на свой утилитарный характер, значительное влияние на немецкий литературный модерн и авангард ХХ века.

    А. В. Ерохин
    Сравнительная характеристика стихотворного цикла Ал. Блока «На поле Куликовом» и стихотворения «Ночь» из цикла «Suspiria» («Кормчие звезды») Вяч. Иванова

    В статье проводится сравнительная характеристика стихотворного цикла Ал. Блока «На поле Куликовом» и стихотворения «Ночь» из цикла «Suspiria» («Кормчие звезды») Вяч. Иванова. Стихотворения сопоставлены с точки зрения стиховой семантики, метрического сходства и композиционного посторения. Основной темой, сближающей два стихотворения, является тема «пути» и взаимосвязанная с нею концепция времени.

    А.В. Аустин
    Криста Вольф: приход к самой себе

    Статья посвящена жизни и творчеству немецкой писательницы Кристы Вольф. Основные этапы ее пути осмысляются в неразрывной связи с судьбой страны. Духовные поиски Вольф, сделавшей своим эстетическим кредо «субъективную аутентичность», ведут художницу к обнаружению своего места в жизни и прозрению непреходящего смысла бытия.

    А.Э. Воротникова
    Литература декаданса в Германии (к современному состоянию проблемы)

    В статье предпринимается попытка дать краткий исторический очерк литературы декаданса в Германии, охарактеризовать культурно обусловленную специфику данного явления, его место и роль в литературном процессе Германии рубежа XIX — XX вв., осветить основные литературоведческие подходы к его изучению и трудности, препятствующие формированию четкой научной концепции немецкой версии декаданса.

    Б.А. Хвостов
    Из истории русско-итальянских литературных связей начала ХХ века: Максим Горький в зеркале итальянской критики

    Статья посвящена первому знакомству итальянского читателя и критики с творчеством раннего Горького и откликом на него в очерке итальянского историка литературы и писательницы Лауры Гропалло (Laura Gropallo). Горький в восприятии критика оказывается создателем высшей формы реализма. Первый критик Горького в Италии Лаура Гропалло проявила большую тонкость и чуткость по отношению к писателю, творчество которого она увидела под углом зрения экзистенциальной проблематики. Не обращаясь к социальному фону художественного творчества Горького, она анализирует его произведения в контексте русской литературной традиции и национальных особенностей России с точки зрения западного читателя, используя концепции «славянского пессимизма» и «славянского буддизма».

    М.Ариас-Вихиль
    Самоирония и самопародия в драматургии Л. Тика: два сюжета на религиозную тему (святая Геновева vs маленькая Красная Шапочка)

    Статья представляет собой попытку сопоставления двух драм Л. Тика «Жизнь и смерть святой Геновевы» и «Жизнь и смерть маленькой Красной Шапочки» в рамках романтической поэтики.

    Т. А. Зотова