Литературная жизнь «Русской Праги»: кружки и организации русских литераторов в Чехословакии (1920 — 1939).
Русская зарубежная литература — одна из ярчайших страниц отечественной культуры. В 1920 — 1930-е годы эмигрантская литература была объявлена идеологически враждебной советскому мировоззрению. Произведения писателей-эмигрантов оказались под запретом.
В.А. Соколова
Литературная жизнь «Русской Праги»: кружки и организации русских литераторов в Чехословакии (1920 — 1939).
Русская зарубежная литература — одна из ярчайших страниц отечественной культуры. В 1920 — 1930-е годы эмигрантская литература была объявлена идеологически враждебной советскому мировоззрению. Произведения писателей-эмигрантов оказались под запретом.
В.А. Соколова
Многообразие смыслов и образов «русского дома» за рубежом: культурологический очерк жизни русской эмиграции «первой волны» в Чехословакии (1920 — 1945 гг.).
Возникновение русской эмиграции «первой волны» (1920 — 1945 гг.) было прямым следствием поражения белых армий в 1920 —1921 гг., а также принудительного изгнания культурной и научной элиты, так называемый «философский пароход». Среди изгнанников оказались: философы (Н.А Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Ф.А. Степун), историки (А.В. Флоровский, А.А. Кизеветтер, Л.П. Карсавин) писатели и критики (Ю.И. Айхенвальд, М.А. Осоргин и др.)
В.А. Соколова
Модель поведения участников кружка Н.В. Станкевича в контексте русской культуры первой трети XIX в.
Тридцатые годы XIX века в русской культуре являются эпохой промежуточной, переходной от одного типа культуры к другому. Точнее, в это время одновременно сосуществуют две конкурирующие культуры – старая дворянская, развивающаяся с начала XVIII в., и новая, зарождающаяся, которую принято, за неимением лучшего обозначения, называть «разночинской». Б.Ф. Егоров определяет это взаимоотношение как антиномию утверждающей и разрушающей культур.
В.В Лазутин