«Отношение к иностранной культуре в советской литературе, искусстве и теории 1917-1941 гг.»
В разделе представлены работы, сделанные российскими участниками проекта РГНФ-НЦНИ Франции «Отношение к иностранной культуре в советской литературе, искусстве и теории 1917-1941 гг.» Номер проекта: 11-24-17001 а/Fra – PICS ETRANSOV CNRS N 6027
Отношение к иностранной культуре в советской литературе, искусстве и теории 1917-1941 гг
В разделе представлены работы, сделанные российскими участниками проекта РГНФ-НЦНИ Франции «Отношение к иностранной культуре в советской литературе, искусстве и теории 1917-1941 гг.» Номер проекта: 11-24-17001 а/Fra – PICS ETRANSOV CNRS N 6027
Театральный проект Леже и позиция ЛЕФа
В работе впервые рассматривается статья французского художника и деятеля авангарда Фернана Леже «Спектакль (Зрелище): Свет-Краска-Подвижный образ-Предметный спектакль» (1924) в качестве театрального проекта для Левого фронта искусств. Приводятся факты взаимопонимания Леже и Маяковского, совпадения и отличий их взглядов на эволюцию визуальной культуры и ее роли в социальной сфере.
В. Н. Терёхина
Современные западные писатели-модернисты и проблема разработки нового эпоса в журнале «Литературный критик» в 1933-1935 гг.: Дос Пассос, Джойс, Пруст, Жюль Ромен (к постановке вопроса)
Проблема создания нового «революционного» эпоса интересовала советских писателей и литературоведов еще в 1920-е годы. В этом контексте интересно рассмотреть отношение советских критиков к западным «буржуазным» писателям-модернистам, которые оказываются парадоксальным образом интересными для советской культуры даже в 1930-е годы. В статье анализируется позиция авторов журнала «Литературный критик» в 1933-1935 гг.
Е. Д. Гальцова
Размышления о феномене множественности культур в 1920-е годы: казус О. Мандельштама и О. Шпенглера
Статья посвящена примечательному диалогу, который Мандельштам завязывает на страницах «Разговора о Данте» со Шпенглером. Видимо не принимая выводы его историко-культурной концепции, он облекает свой спор в форму неточных, а порой и заведомо неверных цитат из Шпенглера, из которых извлекается не только собственный образ культуры, но еще и собственное видение немецкого философа
Е. Е. Дмитриева
Горький, Роллан и Барбюс: дискуссия вокруг антироллановских выступлений журнала «Кларте»
В статье рассматривается эволюция отношения Максима Горького, Ромена Роллана и Анри Барбюса к СССР и советской культурной политике в 1920-х и в 1930-х годах
М. А. Ариас-Вихиль
Валентин Парнах в театре Мейерхольда: к истории театральных контактов Советской России и Запада 1920-х гг.
На основании изучения архивных документов проводится подробный анализ творческого союза между Валентином Парнахом и Всеволодом Мейерхольдом, а также история разрыва. Исследуется значение для театра Мейрхольда западной авангардной культуры, носителем которой был Парнах, проживший много лет во Франции в 1910-е и 1920-е годы
О. Н. Купцова
Герои-революционеры Андре Мальро на rendez-vous c русским читателем
Рецепция творчества Андре Мальро в СССР в 1930-е годы проходила сложно: Мальро, который интересовался концепцией социалистического реализма, казалось бы, шел навстречу советской критике, но его образы революционных деятелей оказывались несовместимы с советской идеологией
Т. В. Балашова