22-11-2017
[ архив новостей ]
  • Статьи
    Литературный югендстиль в Германии: проблемы и перспективы исследования

    Понятие «югендстиль», выработанное изначально в художественной критике и искусствоведении, в данной работе анализируется применительно к немецкой литературе рубежа XIX и ХХ веков. Выявляются философско-литературные истоки югендстиля в общеевропейском и немецком культурном контексте, уточняется место югендстиля на фоне других литературно-художественных направлений — импрессионизма, символизма, неоромантизма, неоклассицизма и др. Выделяется ряд мотивов, образов и приемов, составляющих специфику литературного югендстиля в Германии — орнамент, круг, граница, сон, большой город, языковой жест, «сцена-барельеф» и др.

    А. В. Ерохин
    Феномен ненаучной писательской биографии

    Нынешний интерес к биографиям русских писателей ХХ века едва ли нуждается в пространном объяснении.  Одним из немногих реальных достижений нашего времени стала  возможность  свободно изучать историю, долгое время находившуюся под идеологическим запретом и оттого в значительной  мере для нас неизвестную,  либо трактуемую односторонне, политизированно. Биографии писателей представляют особый интерес по той причине, что позволяют увидеть и историю литературы, и историю страны сквозь призму личности, ее судьбы и собственного осмысления   этой судьбы.

    А. Н. Варламов
    Рецепция творчества Эрнста Толлера в России

    В статье рассматриваются различные аспекты восприятия творчества немецкого драматурга Эрнста Толлера в России, основной интерес к личности и драматургии которого пришелся на 1920-е годы. Исследуются ведущие тенденции, связанные с переводами, постановками пьес и критикой Толлера в Советской России. В статье использованы архивные материалы

    А.А. Стрельникова
    Документальный театр Петера Вайса

    В статье рассматривается теория документального театра Петера Вайса, а также взаимодействие эстетических взглядов писателя с его драматургической практикой. Предложен анализ пьесы Вайса «Дознание», которую многие современники восприняли как образец документального жанра. В исследовании затронута также проблема границ жанра документальной пьесы.

    А.В. Елисеева
    Морфология экфразиса в произведениях В. Г. Зебальда

    Cтатья посвящена феномену экфразиса в творчестве современного немецкого писателя В. Г. Зебальда. В рамках статьи рассматриваются иконография (т. е. визуальные претексты), риторика и синтагматика экфразиса у Зебальда. Содержится вывод о том, что Зебальд обогащает традиционную экфрастическую палитру новыми видами: в частности, подробно анализируются примеры риторического, предикативного и аллюзивного экфразиса.

    В. Н. Ахтырская
    Чужая лира? О восприятии немецкого экспрессионизма в Советской России

    В статье рассматриваются причины повышенного интереса деятелей русского авангарда к немецкому экспрессионизму в 1917-1925 гг. Среди них — взаимные контакты в начале десятых годов, общность социально-политической обстановки (революционная ситуация и ее регресс), эстетическая близость, стремление создать свой вариант экспрессионизма. Результатом стал краткий, но интенсивный период рецепции экспрессионистской культуры в Советской России.

    В.Н. Терехина
    Интертекстуальность как одна из основных содержательных доминант произведений Эрвина Штриттматтера

    Один из значительных прозаиков Восточной Германии Эрвин Штриттматтер обращался в своем творчестве к наследию немецкой классической литературы, нередко полемизируя с определенным писателем прошлого. Осмысление и творческая переработка литературных традиций создают интертекстуальную основу его произведений, что и является предметом рассмотрения в данной статье

    Г.А. Лошакова
    К вопросу о периодизации немецкой литературы ХХ века

    В статье рассматриваются дискуссии о статусе цезур 1933 и 1945 гг. применительно к периодизации немецкой литературы ХХ в., возникшие по причине недостаточного знания всего корпуса литературы означенного периода, что и позволяет германистам разных поколений строить сомнительные схемы периодизации немецкой литературы ХХ в., исходя из приоритета того или иного литературного направления, вызванного к жизни отнюдь не эстетическими исканиями, безотносительно его значимости для литературного процесса как в годы нацизма, так и в последующие годы для литературы ФРГ. Неверная посылка рождает неверные или, по крайней мере, спорные, не подтверждённые текстами выводы.

    Е.А. Зачевский
    Почему русским детям вредно читать о Жанне д’Арк (издательская политика М. Горького в серии «Жизнь замечательных людей»)

    Вернувшись в Россию из эмиграции накануне Первой мировой войны, А.М. Горький с головой погружается в крупные издательские проекты. Все они связаны не столько с политической, сколько с просветительской деятельностью писателя. В частности, Горький начинает издавать серию «Жизнь замечательных людей», отдавая приоритет творческому, активному герою, «создающему жизнь» своими руками. В этом сказалась тенденция предреволюционной и революционной эпохи, требовавшей нового подхода к проблеме личности в истории

    М.А. Ариас-Вихиль
    Друг, не умевший льстить: Андре Мальро оппонирует теории социалистического реализма

    Общение Андре Мальро с деятелями советской культуры, его «вмешательство» в происходивший на его глазах процесс формирования эстетики социалистического реализма — открывает одну из страниц совершенно не изученного пока взаимодействия советской культуры с «иностранным опытом»

    Т. В. Балашова
    Франц Фюман: творческий путь в контексте эпохи

    Рассматривается творческий путь Франца Фюмана в контексте трагической истории немецкой литературы ХХ столетия. Обобщены и проанализированы итоги многолетних творческих поисков и философских раздумий писателя. Анализ творчества позднего Фюмана свидетельствует о том, что писатель находился в процессе постоянного эстетического поиска.

    Т.А.Шарыпина