Концепция героя в российской послеоктябрьской драматургии (1920-е - начало 1930-х гг.)
Идея о новом народе (человеке) со времен Петра I не раз появлялась в России, от проекта Ивана Бецкого и Екатерины II до Чернышевского с его романом о новых людях. Постреволюционная утопия в очередной раз актуализировала идею, провозгласив рождение «человека социалистического».
В.В. Гудкова
От ретеатрализации театра к театральной антропологии
16 марта 1913 года петербургский литератор Юлий Айхенвальд выступил в Москве с публичной лекцией «Литература и театр», ставшей широко известной под названием «Отрицание театра». Именно так автор назвал текст лекции, переработанной в статью и опубликованной в сборнике «В спорах о театре».
В.В. Иванов
Актер в системе Арто – рождение традиции театра сверхчеловеческого
В истории и литературы и театра знаменателен факт, произошедший в 1923 году: Антонен Арто прислал редактору «Нувель Ревю Франсез» свои стихи, тот их отверг, но опубликовал переписку, разгоревшуюся между Арто и Жаком Ривьером по этому поводу.
В.И. Максимов
Российско-французская конференция ИМЛИ РАН «Антропологический подход в изучении драматургии и зрелищных искусств ХХ века»
Российско-французская конференция «Антропологический подход в изучении драматургии и зрелищных искусств ХХ века» проходила в ИМЛИ РАН 10-11 апреля 2007 г. в рамках программы сотрудничества между ИМЛИ РАН и институтом ARIAS Национального центра научных исследований Франции.
Е.Д. Гальцова
Танец как практическая философия: категории «естественное» и «искусственное» в танце
Эпоха модерна породила две, на первый взгляд, противоположные философии и танца и телесности: отказ от движений «искусственных» и возврат к «естественным» и отказ от «естественных» движений и приобретение «искусственных».
И.Е. Сироткина
Анатомия актера в пространстве театрального авангарда
«Анатомия актера: Словарь театральной антропологии» - это название иллюстрированного справочного издания, вышедшего во Франции в 1986 году.
И.Н. Губанова
Питер Брук и африканский опыт: поиски сокровенной сути театра
В современном театральном пейзаже Питеру Бруку принадлежит особое место. Не примыкая ни к одной из театральных традиций, он всегда определял свое творчество как поиск высшего смысла театрального искусства – философского или мистического, подобного поиску смысла жизни.
Кристин Амон-Сирежольс
Первопроходцы театральной антропологии
23 марта 1997 года, в Театр Буфф дю Нор, здании, хранящем память о многих знаковых театральных событиях, Ежи Гротовский прочитал свою «вступительную лекцию» и стал, таким образом, создателем новой дисциплины, признанной в Коллеж де Франс. Она получила название – театральная антропология.
Мари-Кристин Отан-Матье.
Амплуа: техническая, эстетическия и антропологическая театральная категория (Россия, XVIII - начало XX вв.)
История театральных амплуа в России еще не написана. Нет также исследований, сравнивающих театральные амплуа во Франции и в России.
О.Н. Купцова