Роман Г.Э. Носсака «Не позднее ноября» в контексте авторского мифотворчества
Роман «Не позднее ноября» (1955), на первый взгляд, наиболее близкий к конкретной реалистической проблематике, представляет собой опыт своеобразного авторского мифотворчества.
Т. А. Шарыпина
Друг, не умевший льстить: Андре Мальро оппонирует теории социалистического реализма
Общение Андре Мальро с деятелями советской культуры, его «вмешательство» в происходивший на его глазах процесс формирования эстетики социалистического реализма — открывает одну из страниц совершенно не изученного пока взаимодействия советской культуры с «иностранным опытом»
Т. В. Балашова
Историзм как форма отрицания и как форма осуществления онтологизма
В докладе первоначально предполагалось проанализировать два фундаментальных типа мышления современной науки: первый, рассматривающий историю слова как историю последовательных проявлений различных аспектов его сущности, его единого смыслового поля; и второй, более распространенный ныне, рассматривающий историю слова как смену стоящих за ним понятий и даваемых ему определений
Т.А. Касаткина
Франц Фюман: творческий путь в контексте эпохи
Рассматривается творческий путь Франца Фюмана в контексте трагической истории немецкой литературы ХХ столетия. Обобщены и проанализированы итоги многолетних творческих поисков и философских раздумий писателя. Анализ творчества позднего Фюмана свидетельствует о том, что писатель находился в процессе постоянного эстетического поиска.
Т.А.Шарыпина
«Даты жизни» в истории литературы
Функция «дат жизни» в традиционном историко-литературном нарративе во многом сводится к созданию «эффекта реальности» и тесно с ним связанного «эффекта контейнера».
Т.Д. Венедиктова
«Неистовые ревнители» о Сергее Есенине
При подготовке Есенинской энциклопедии важно рассмотрение истории РАПП и «На посту», анализ письма литераторов-«попутчиков» (подписанного и Есениным), которое было воспринято как «бунт буржуазии».
Т.К. Савченко
Глобальный историзм и преодоление кризиса научной рациональности
Глобальный историзм как принцип научного мировоззрения сформировался в последней трети ХХ — начале XXI вв. на волне общего кризиса научной рациональности и поворота к новым формам научного мышления
Т.Л. Шестова
С. Есенин и Ай Цинн
Китайский поэт Ай Цинн (1910–1996) сложился как поэт в годы заключения (сидел в тюрьме как политический преступник), он писал о китайской деревне. До 1978 г. был официально запрещен. На творчество Ай Цинна оказали влияние Верхарн, Маяковский, Есенин.
У Даньдань
История в литературе и литературоведении
В докладе рассматривается творчество писателей, создававших исторические образы Британии, «образы страны, города, общества, картины нравов», в XIX – начале XX вв. (У.М. Теккерей, Ч. Диккенс, Дж. Лондон) и в конце XX–начале XXI вв. (Дж. Барнс, П. Акройд), а также различия оценки их произведений в литературоведении
Ю.А. Богатикова
Особенности немецкого символизма: культурологический аспект
Направляющим началом эстетического и художественного развития немецких писателей, поэтов, драматургов и режиссеров второй половины XIX-начала ХХ веков (Ф. Ницше, Р. Вагнер, М. Рейнхардт, С. Георге) был символизм. Первой важной особенностью немецкого символизма является глубинная связь с раннеромантической теорией символа, философией А. Шопенгауэра и творчеством Р. Вагнера.
Ю.Л. Цветков