К вопросу о периодизации немецкой литературы ХХ века
В статье рассматриваются дискуссии о статусе цезур 1933 и 1945 гг. применительно к периодизации немецкой литературы ХХ в., возникшие по причине недостаточного знания всего корпуса литературы означенного периода, что и позволяет германистам разных поколений строить сомнительные схемы периодизации немецкой литературы ХХ в., исходя из приоритета того или иного литературного направления, вызванного к жизни отнюдь не эстетическими исканиями, безотносительно его значимости для литературного процесса как в годы нацизма, так и в последующие годы для литературы ФРГ. Неверная посылка рождает неверные или, по крайней мере, спорные, не подтверждённые текстами выводы.
Е.А. Зачевский
Книга П.И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» (1926) в европейском культурном контексте. Материалы к исследованию
Книга П.И. Карпова “Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники” (1926) рассматривается в контексте психиатрических, идеологических и художественных исследований начала 1920-х годов в СССР, Германии, Швейцарии, Италии, Франции и др. Приводятся материалы к биографии П.И. Карпова.
Е.Д. Гальцова
Формирование в Германии второй половины XX — начала XXI вв. особой литературной группы российских немцев
В 1990-2000-е годы преобладающее большинство писателей — российских немцев, живших на советском и постсоветском пространстве, эмигрировало в Германию. До начала массовой эмиграции российских немцев они из-за своей малочисленности в Германии не очертили литературных традиций, хотя и обозначили тенденции.
Е.И. Зейферт
Беллетристика А.П.Чехова как биографический источник
Профессор И. И. Сухих (СПбГУ) начал выступление с определения научной биографии как критически документированного жизнеописания. Летопись – аналог федоровской идеи воскрешения, предел научной биографии.
И. Н. Сухих
«Начала и концы»: к поэтической философии А. Блока
Категория «начал и концов», одна из фундаментальных в мировой культуре, во многом определяет поэтическую философию Блока.
И. С. Приходько
Исторический метод в литературоведении
Едва ли не решающим моментом в «перевороте», который переживали гуманитарные науки во второй половине XIX в. и относительно которого сознавала себя и свой метод наука в XX в., был принцип историзма, открытие которого Э. Ауэрбах назвал «коперниковским переворотом в науках о культуре».
И.Л. Попова
Биография писателя творческое наследие
Биография должна представить жизнь А.П.Чехова как крупное событие мировой истории, однако это исключает возможность наличия в составе биографии безличных фактов, лишенных ответственного и потому субъективного взгляда на них; с другой стороны, необходимое наличие конкретного ответственного видения жизни Чехова лишает эти факты возможности быть принятыми как научные данные.
К.А.Баршт
«Мы с тобой в львиноголубиности…»: С.Есенин в поэтической агиографии Н.Клюева
Н.Клюев создавал в поэзии словесные иконы. Творческое мышление Клюева обращено к слову. Для него характерно изографство. Деисусные образы Клюева соприродны и одноименны есенинским.
Л.А. Киселева
Мифы о Чехове, спровоцированные им самим
Под влиянием самого Чехова, болезненно и чутко реагировавшего на формирование представлений о себе в публике, сложился ряд легенд. Чехову действительно удалось сформировать версию о «истории непонимания его критикой».
Л.Е. Бушканец
Некоторые особенности немецкой сатирической литературы 1870-1880 гг.
В статье предпринята попытка выявить специфику сатирической литературы 1870-1880 гг. как эпохи, предваряющей «сатирический бум» 1890-х годов.
Л.П.Фукс-Шаманская