Рецепция творчества Эрнста Толлера в России
В статье рассматриваются различные аспекты восприятия творчества немецкого драматурга Эрнста Толлера в России, основной интерес к личности и драматургии которого пришелся на 1920-е годы. Исследуются ведущие тенденции, связанные с переводами, постановками пьес и критикой Толлера в Советской России. В статье использованы архивные материалы
А.А. Стрельникова
Документальный театр Петера Вайса
В статье рассматривается теория документального театра Петера Вайса, а также взаимодействие эстетических взглядов писателя с его драматургической практикой. Предложен анализ пьесы Вайса «Дознание», которую многие современники восприняли как образец документального жанра. В исследовании затронута также проблема границ жанра документальной пьесы.
А.В. Елисеева
Время и Вечность, Бесконечность и безвременье в поэзии Александра Блока
Исследуется понятие Времени в поэзии Блока с ранних стихов вплоть до «Двенадцати»
Аврил Пайман
С.Есенин в политическом контексе второй половины 1920-х гг.
Докладчик охарактеризовал отношение Есенина к современной ему политической ситуации. Показательна эволюция восприятия есенинского творчества Л.Троцким и Н.Бухариным. Важно рассмотрение национального вопроса, который был острым в период, на который приходится творчество Есенина. Обвинения против поэта были характерны для того времени.
Б.И. Иогансон
Словотворчество Есенина в энциклопедическом формате
Любимый способ словотворчества Есенина – суффиксальный способ образования новых слов. Докладчик проследила связь принципов словотворчества Есенина и В.Хлебникова, Я.Полонского.
В. В. Никульцева
Морфология экфразиса в произведениях В. Г. Зебальда
Cтатья посвящена феномену экфразиса в творчестве современного немецкого писателя В. Г. Зебальда. В рамках статьи рассматриваются иконография (т. е. визуальные претексты), риторика и синтагматика экфразиса у Зебальда. Содержится вывод о том, что Зебальд обогащает традиционную экфрастическую палитру новыми видами: в частности, подробно анализируются примеры риторического, предикативного и аллюзивного экфразиса.
В. Н. Ахтырская
Жизнь после смерти. Биография и биографы…
В докладе ставится вопрос о цели и задачах, которыми руководствуется биограф при написании биографии,. принципов выбора и отбора им материала, техники раскрытия характера героя жизнеописания.
В.Б. Катаев
Нарративные стратегии жизнеописания
Жизнеописание как особый «речевой жанр» (М.М. Бахтин) начинает складываться в истории литературы задолго до возникновения гуманитарных наук в современном понимании и обращения в них этому жанру. Однако нарративная стратегия индивидуального жизнеописания – феномен относительно позднего происхождения.
В.И. Тюпа
Об историзме в языкознании
Исторический подход к языку появился в европейской науке о языке лишь в XVIII в.; до того в ней, как и в других лингвистических традициях, господствовало представление о неизменности языка, который не может развиваться, хотя может портиться; идеалом зачастую считалось возвращение к «правильному» языку прежних эпох
В.М. Алпатов
«Маяковский», «Осоргин», «Цветаева» как примеры персональных статей Есенинской энциклопедии
Энциклопедия о Есенине как фундаментальный труд должен включать подробные статьи о круге Маяковского. Отдельную группу должны составить статьи о современных Есенину критиках и знакомых, становившихся темой есенинских рефлексий, текстов.
В.Н. Дядичев