Самоирония и самопародия в драматургии Л. Тика: два сюжета на религиозную тему (святая Геновева vs маленькая Красная Шапочка)
Статья представляет собой попытку сопоставления двух драм Л. Тика «Жизнь и смерть святой Геновевы» и «Жизнь и смерть маленькой Красной Шапочки» в рамках романтической поэтики.
Т. А. Зотова
Традиции Kalendergeschichte в публицистике Ф. Вольфа 40-50-х гг.
В статье идёт речь о своеобразии антифашистской публицистики 40-х-50-х гг. одного из видных немецких писателей социалистического направления в литературе Германии - Фридриха Вольфа, активно использовавшего традиции Kalendergeschichte в публикациях периода Великой Отечественной войны.
Т. А. Шарыпина
Герои-революционеры Андре Мальро на rendez-vous c русским читателем
Рецепция творчества Андре Мальро в СССР в 1930-е годы проходила сложно: Мальро, который интересовался концепцией социалистического реализма, казалось бы, шел навстречу советской критике, но его образы революционных деятелей оказывались несовместимы с советской идеологией
Т. В. Балашова
Формирование базы данных фольклорного архива Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН
В докладе рассматриваются этапы оцифровки Научно-отраслевого архива Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН (Удмуртского ИИЯЛ УрО РАН) и создания электронной базы данных на основе фольклорно-этнографических материалов, собранных в экспедициях с начала XX в. по настоящее время. Необходимость сбережения культурного наследия народов Удмуртии сформировала задачу сохранения с помощью новых технологий информации, аккумулированной в одном из старейших научных учреждений, с целью дальнейшего ее использования в различных сферах науки, культуры и образования.
Т. Г. Владыкина, Д. Л. Корнилов
Электронный справочник по усть-цилемской фольклорной традиции
В докладе представлено электронное справочно-библиографическое издание «Усть-цилемская фольклорная традиция», подготовленное в Сыктывкарском государственном университете: его структура, источниковедческая база, теоретико-методологические посылки и др.
Т. С. Канева
Эмблема жанровой саморефлексии и преодоление романа” в романе Толстого “Анна Каренина” (в свете исследований А.В. Михайлова)
В докладе Ф.Х. Исраповой (Дагестанский гос. ун-т, Махачкала) «Эмблема жанровой саморефлексии и преодоление романа” в романе Толстого “Анна Каренина” (в свете исследований А.В. Михайлова)» проанализирована художественная природа одного из начальных эпизодов в первой части романа Толстого «Анна Каренина». В свете основных тезисов работы А.В. Михайлова «Роман и стиль» и его статей о поэтике барокко эпизод из XXIX главы первой части – «Анна читает в вагоне английский роман» – получает смысл эмблемы жанровой саморефлексии. Если «эмблема тонко намекает на тот смысловой объем, который осуществляется при ее участии» (А.В. Михайлов), то можно сказать: в дальнейшем развитии сюжетной линии Анны реализуются те самые события, о которых она читала в английском романе (см. шестую часть романа. картины «английского счастья» Анны и Вронского). Гибель Анны свидетельствует о том, что в романе Толстого «литературность», «романность» как ложный образец жизни преодолевается и отвергается «книгой жизни» – «складывающимся образом действительности» (А.В. Михайлов), реализующимся в сюжетной линии Левина.
Фарида Хабибовна Исрапова
Мультимедийные учебные пособия по музыкальному фольклору народов Арктики
Доклад посвящен анализу учебно-методического комплекса «Музыкальная культура народов Арктики», который разработан на кафедрах искусствоведения и информатики Арктического государственного института искусства и культуры, положен в основу региональной учебной дисциплины и читается на всех факультетах института. Целью настоящего курса является формирование навыков адекватного восприятия фольклора народов Арктики, а именно: понимание многовековых традиций и умение слышать в них перспективы для развития новых норм музыкального мышления.
Ю. И. Шейкин
Нетрадиционность традиции в авангарде
Исторический авангард первой трети ХХ века был примечателен не столько пресловутым ниспровержением традиций, сколько выстраиванием новых, соответствующих образу нового мира. За основу обычно брались стадиально отстоявшие формы культуры — своего рода культурный плюсквамперфект. Самый феномен революции не был абсолютным переворотом: в действительности происходила не смена одних смыслов и знаков на другие, но актуализация существовавших раньше и лишь реализовавшихся в определенный момент традиций.
Ю. Н. Гирин
Нетрадиционность традиции в авангарде
Исторический авангард первой трети ХХ века был примечателен не столько пресловутым ниспровержением традиций, сколько выстраиванием новых, соответствующих образу нового мира. За основу обычно брались стадиально отстоявшие формы культуры — своего рода культурный плюсквамперфект. Самый феномен революции не был абсолютным переворотом: в действительности происходила не смена одних смыслов и знаков на другие, но актуализация существовавших раньше и лишь реализовавшихся в определенный момент традиций.
Ю. Н. Гирин
Дорога как пространственный и временной образ в вологодских причитаниях похоронно-поминального цикла
В статье рассмотрен образ дороги на тот свет, центральный для причитаний похоронно-поминального цикла. Материал статьи — тексты причитаний, собранные на территории Вологодской области, как опубликованные, так и архивные записи
Югай Е. Ф.