Опыт использования мультимедийных и цифровых технологий в работе Центра украинского и канадского фольклора Университета Альберты (Эдмонтон, Канада)
Доклад основан на опыте сотрудничества автора с Центром украинского и канадского фольклора (Эдмонтон, Канада) в 2007-2011 гг. в проекте «Local Cultures and Diversity on the Prairies». В 2003-2005 гг. группа канадских исследователей записала 2360 интервью от жителей так называемых „прерийских” провинций Канады, от представителей разных этнических групп, а именно: канадцев украинского, французского, ирландского, немецкого происхождения. Огромный цифровой материал нуждался в обработке и последующей серьезной классификации в виде базы данных, которая, как предполагается, будет доступна в будущем в сети интернета. Работа по классификации материала и над базой данных происходила путем решением ряда задач, которые в будущем оптимизируют поиск как по географическому, так и по предметно-именному принципу: 1) разбивка аудиоматериала на отдельные фрагменты (продолжительностю в среднем 4-5 мин.); 2) резюмирование содержания фрагментов; 3) маркирование время-пространственных показателей; 4) оценка доступа в интернете (неограниченный, ограниченный); 5) классификация по системе этнографического тезауруса (Ethnographic Thesaurus).
М. В. Гримич
Филиппинский устный эпос: проблемы хранения и исследования полевых материалов
Доклад посвящен анализу филиппинского опыта создания мультимидийного архива филиппинской эпики при университете Атенео де Манила. Здесь собрано около ста записей, принадлежащих к двум десяткам живых эпических традиций. Архив позиционируется как «трехмерный» (‘tridimentional’): звуковые файлы, видео и компьютерные файлы с транскрибцией текстов и их переводом. Работа по созданию архива была начата в 1992 г. по инициативе д-ра Николь Ревель, специалистки по палаванскому эпосу. Официальное открытие архива состоялось в январе 2011 в Маниле на конференции «Songs of memory. An international conference on Epics and ballads», на которой я представляла эпос ифугао, горцев Лусона, изучением которого занимаюсь более тридцати лет, с 1995 г. – записывая его в полевых условиях.
В докладе рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются создатели и пользователи данного мультимедийного архива, и предлагаются некоторые пути их разрешения.
М. В. Станюкович
Из истории русско-итальянских литературных связей начала ХХ века: Максим Горький в зеркале итальянской критики
Статья посвящена первому знакомству итальянского читателя и критики с творчеством раннего Горького и откликом на него в очерке итальянского историка литературы и писательницы Лауры Гропалло (Laura Gropallo). Горький в восприятии критика оказывается создателем высшей формы реализма. Первый критик Горького в Италии Лаура Гропалло проявила большую тонкость и чуткость по отношению к писателю, творчество которого она увидела под углом зрения экзистенциальной проблематики. Не обращаясь к социальному фону художественного творчества Горького, она анализирует его произведения в контексте русской литературной традиции и национальных особенностей России с точки зрения западного читателя, используя концепции «славянского пессимизма» и «славянского буддизма».
М.Ариас-Вихиль
Формирование регионального электронного фольклорного архива на Таймыре
В докладе отражена история формирования электронного фольклорного архива на одной из северных территорий России – полуострове Таймыр. Говорится о разных периодах работы в этом направлении.
Н. С. Кудрякова
М.О.Гершензон: теория творчества и теория литературы
Тема доклада Н.Н. Смирновой (ИМЛИ РАН) – «М.О.Гершензон: теория творчества и теория литературы». Рассмотрены теоретико-литературные взгляды М.О. Гершензона и основные принципы его теории творчества, а именно: I. Об эстетических и мировоззренческих предпочтениях исследователей; II. Литература и словесное творчество: границы понятий, смысл разграничения. История литературы и история духовной жизни или общественной мысли. «Видение поэта» (1911, 1919); III. Художественный образ и тип. Против И.Тэна. Культурно-историческая школа (искусство как общественное явление); IV. Интуиция – «дар непосредственного и целостного умозрения». Поэзия как познание; V. «Невозможна история поэзии в ее существе». Теория творчества. «Тройственный образ совершенства» (1918). Исследование «биографии слова»: «Дух и душа» (1918).
Наталья Николаевна Смирнова
Валентин Парнах в театре Мейерхольда: к истории театральных контактов Советской России и Запада 1920-х гг.
На основании изучения архивных документов проводится подробный анализ творческого союза между Валентином Парнахом и Всеволодом Мейерхольдом, а также история разрыва. Исследуется значение для театра Мейрхольда западной авангардной культуры, носителем которой был Парнах, проживший много лет во Франции в 1910-е и 1920-е годы
О. Н. Купцова
Термин “метапроза” в проблемном поле актуального литературоведения
В докладе О.О. Осовского (Мордовский гос. ун-т) «Термин “метапроза” в проблемном поле актуального литературоведения» отмечено: несмотря на то, что термин «метапроза» прочно вошел в научный аппарат современного российского литературоведения, его однозначного толкования в отечественной гуманитарной науке не существует, и часто он упоминается в одном синонимическом ряду с «метаповествованием» и «метарассказом». Сам термин «метапроза» принадлежит, по мнению некоторых теоретиков постмодернизма, известному американскому писателю, литературоведу и литературному критику Уильяму Х. Гэссу, который, следуя в своих художественных экспериментах и литературно-теоретических построениях за В. Набоковым и Д. Бартом, впервые привел термин «metafiction» в главе «Философия и форма повествования» в книге «Проза и фигуры жизни». Современное литературоведение, активно пользуясь данным понятием, не сформулировало, однако, окончательно его терминологические параметры, что требует дополнительной работы по его теоретическому описанию. Автор доклада полагает, что при этом обязательно должны учитываться такие характеристики метапрозы, как автобиографизм, рефлективность, пародийность.
Олег Олегович Осовский
Расширение области исследований теории литературы как насущная задача современной науки
О.А. Овчаренко (ИМЛИ РАН) в докладе «Расширение области исследований теории литературы как насущная задача современной науки» как актуальные определила следующие задачи теории литературы:
1) Более глубокое внимание к текстологии, выработка основных принципов которой должна осуществляться именно теоретиками литературы; 2) Возрождение смежной с теорией литературы дисциплины «историческая поэтика»; 3) Исследование взаимодействия литературы с другими видами искусств; 4) Написание истории критики и литературоведения; 5) Изучение биографии писателя с постановкой вопроса о степени необходимости этого изучения; 6) Более полное внимание к категории «читатель» и его кругу интересов; корректировка понятия «массовая литература»; 7) Продолжение возобновленного С.А.Небольсиным изучения писательских теорий литературы; 8) Выработка методологии анализа взаимодействия различных литератур; 9) более глубокое теоретическое осмысление русской литературы ХХ века.
Ольга Александровна Овчаренко