К вопросу о систематизации песни «Джангара» в записи А.В.Бурдукова (основные мотивы)
О сарт-калмыцкой версии «Джангара» и ее исполнителе Бакхи Сарпекове стало известно из статьи А.В. Бурдукова «Ойрат-калмыцкие сказители», опубликованной на монгольском языке. До настоящего времени вариант статьи на русском языке не опубликован и хранится в Архиве Калмыцкого Института гуманитарных исследований РАН.
Т. Г.Басангова
Сюжетные указатели нартского эпоса народов Кавказа
В докладе сделан обзор имеющихся сюжетных указателей по «Нартиаде», освещена работа, которая ведется участниками Проекта «Составление сюжетного указателя северо-кавказской «Нартиады» (А.И. Алиева, З. Д. Джапуа, А. М. Гутов, Ф. М. Таказов, Д. И. Дедегкаев, Д. В. Сокаева) по созданию сюжетно-мотивных указателей по каждой национальной версии.
Т. М. Хаджиева
Методологическая сущность процессов эдиционно-текстологической подготовки эпических произведений
Эдиционно-текстологическая подготовка эпических произведений начинается с определения целей и задач. В зависимости от целей и задач устанавливается форма издания: научная, научно-популярная, популярная.
Ф. М.Таказов
Карачаево-балкарские историко-героические песни. Внутрижанровая классификация и систематизация
Карачаево-балкарская историко-героическая песни или, как их принято обозначать, «малый героический эпос» являются одним из богатейших и совершенных жанров устной словесности карачаево-балкарского народа.
Х. Х. Малкондуев
Указатель эпических тем (из опыта составления на материале калмыцкой и синьцзян-ойратской версий героического эпоса «Джангар»)
Указатель основан на материале десяти песен калмыцкого эпоса «Джангар» (репертуарный цикл сказителя Ээлян Овла) и их соответствий в синьцзян-ойратской версии [«Джангар» 1978; 1990; 2005; 2007].
Ц. Б. Селеева
Циклизация и развертывание героико-мифологических «калевальских» сюжетов и мотивов как проблема фиксации, эдиции и эпосоведческой систематизации
Материалом доклада служат изустные варианты героико-мифологических рун калевальской метрики, воплощающие героико-мифологические сюжеты и записанные в XIX веке.
Э. Г. Рахимова
Несколько слов по поводу презентации сборника «Исследование литературных процессов в словацком и российском литературоведении на современном этапе» (Братислава, 2012), состоявшейся в ИМЛИ РАН 18 марта 2013 года.
Статья посвящена состоявшейся в ИМЛИ РАН презентации международного совместного труда «Исследование литературных процессов в словацком и российском литературоведении на современном этапе». Автор рассказывает об истории сотрудничества между ИМЛИ РАН и Институтом мировой литературы Словацкой академии наук, о главных направлениях исследований, ведущихся в этом институте.
Эва Малити
Родитель, учитель и врач: к истории их взаимоотношений в деле воспитания и образования в дореволюционной России
В статье рассматриваются многообразные отношения между родителями из образованного слоя и различными специалистами, в частности врачами, учителями и психологами, существовавшие в контексте модернизации подхода к образованию и заботе о ребенке в предреволюционные десятилетия в России. В фокусе анализа находятся родительские объединения (кружки, собрания, комитеты), как посвященные проблемам семейного воспитания, так и привлекавшие родителей к обсуждению вопросов школьного образования.
Энди Байфорд
Проблемы разграничения сюжетных типов былин
Среди эпосоведов нет единства в определении жанровой принадлежности отдельных сюжетов.
Ю. А. Новиков
Системность указателей и их иерархия
Фольклористика находится ещё в донаучном состоянии. Фольклористы ещё не научились различать классификацию и систематизацию: классификация требует устойчивость, систематизация требует изменчивость. В своей работе исследователи часто опираются на устойчивость, пренебрегая изменчивостью.
Ю. И. Смирнов